Газета "Наш Мир" br>
«Наступил конец дешевым
товарам», — цитирует The Economist слова Брюса Роковитца,
исполнительного директора Li & Fung, компании, которая является
крупнейшим в Азии экспортером одежды и бытовых товаров. Примерно 4%
всего китайского экспорта низкотехнологичной продукции в США приходится
на Li & Fung. Компания осуществляет свою деятельность в нескольких
странах Восточной Азии, где старательно подыскивает дешевых и надежных
поставщиков товаров — от сумок до барных стоек. Экспортер признает, что
товары по низкой цене в Китае можно найти все реже и реже.
Ситуация вполне объяснимая: азиатские производители пережили ряд
этапов развития. При Мао Цзэдуне компании в Гонконге, Тайване и Южной
Корее стали производителями различных дешевых товаров. Когда Китай был
открыт в конце 1970-х, после смерти Мао, опытные азиатские операторы
начали работу на юге страны. Имея почти свободный доступ к земле и
труду, а также эффективные порты и логистику в соседнем Гонконге, они
начали производить товары еще более дешево и продавать их во всем мире.
В течение следующих 30 лет в Китае продолжали производить дешевые
вещи. Но эта эра уже прошла, говорит Роковитц. Зарплаты растут быстро,
волна спроса, особенно со стороны самого Китая, поддерживает рост цен
на сырьевые товары. Производители находят некоторое облегчение,
перемещая свои производства в новые страны и регионы, такие как
Западный Китай, Вьетнам, Бангладеш, Малайзия, Индия и Индонезия. Но это
не помогает обуздать инфляцию в Китае. Как прогнозируют в Li &
Fung, цены начнут расти на 5% в год или более. В этом году стоимость
товаров в среднем выросла на 15%.
Однако производители из некоторых других областей экономики КНР видят
вещи по-другому. Так, на ежегодной ярмарке Computex в Гонконге было
представлено огромное количество высокотехнологичных новинок, в том
числе от таких компаний, как Apple и HTC. Китайские производители
переходят на более сложные продукты, например электронику, и
государство поддерживает их в этом процессе.
В рамках выставки были показаны поразительные предложения
ультрадешевых версий глобальных высокотехнологичных хитов. Компания под
названием BananaU представила планшетные компьютеры с операционной
системой Android от Google за 100 долларов. Другая компания представила
Windows для MacBooks по цене ниже 250 долларов. Будут ли эти продукты
производиться или продаваться на развитых рынках, остается неясным. Их
качество может быть ниже того, что у «родных» товаров. Тем не менее
спрос на них есть, и он достаточно высок. Покупатели с огромным
интересом отнеслись к материнским платам, микросхемам памяти,
накопителям, серверам, графическим картам и т. д.
В число продуктов, которые пользуются высоким спросом, входят
приборы, позволяющие экономить энергию: контролирующие потребление
мощности фонари, холодильники и кондиционеры. На них особенно высокий
спрос отмечается со стороны японских компаний после землетрясения и
аварии на АЭС.
По словам руководителя аналитического отдела компании «РИК-финанс»
Романа Ткачука, в последнее время инфляция в Китае разгоняется: по
итогам года она может составить почти 6%. Тем не менее пока ЦБ Китая
удерживает заниженный курс юаня. И китайские товары сохраняют
привлекательность. «На мой взгляд, главный вопрос — когда ЦБ Китая
отпустит юань в "свободное плавание". Когда это произойдет, китайские
товары подорожают, что приведет к новому витку инфляции по всему миру»,
— говорит аналитик.
Китайские фирмы дошли до того уровня развития, при котором для
снижения затрат необходимо автоматизировать производство. Когда труд
был дешевым, китайцы использовали его неэффективно. Теперь они учатся
тому, чтобы при меньшем количестве рабочих рук получать большее
количество продукции. Это объективный экономический процесс. «Ситуация
объяснима: по такому пути пошла Япония, а затем, например, Корея.
Развивающаяся страна на определенном этапе теряет преимущества, которое
ей дает демография (дешевая рабочая сила), а также технологический
прогресс. Это, несомненно, рано или поздно произойдет и в Китае», —
говорит Денис Барабанов, начальник аналитического отдела ИК «Грандис
капитал».
Однако, по словам эксперта, есть несколько «но». Демографические
преимущества еще сохраняются, Китай стал «мировой фабрикой» и
существенно продвинулся в технологическом плане, что позволяет
производить продукцию с более высокой добавленной стоимостью, и,
наконец, у него есть огромный потенциал внутреннего рынка. «Поэтому
какие-то самые простые в технологическом плане производства могут быть
переведены в другие страны Юго-Восточной Азии, но массового "исхода" не
будет. Для инвесторов важна не только дешевизна рабочей силы, но и ее
определенная квалификация. Среди новых площадок, которые могут заменить
Китай в этом вопросе, выделяются Вьетнам, Таиланд, Филиппины», —
полагает Денис Барабанов.
Развитие экономики не может препятствовать развитию бизнеса, однако в
поисках более дешевой рабочей силы инвесторы могут отправиться в
Корею, Малайзию и соседние азиатские страны, согласны в Fibo Group.
Пока же весьма сомнительно, что произойдет большой отток иностранных
предприятий из Китая: здесь уже налажены инфраструктура и схемы сбыта
продукции, все еще есть возможности расширения и развития.
«Пекин не заинтересован в развитии потогонных мастерских с
бесправными рабочими — для него это уже пройденный этап, бывший
актуальным в 1990-х — начале 2000-х. Теперь страна, в которой уже
сформировался мощный внутренний спрос, заинтересована в создании
продукции с более высокой добавленной стоимостью, которая требует
квалифицированного, относительно высокооплачиваемого труда. Таким
образом, иностранным компаниям с каждым годом будет все менее выгодно
использовать рабочую силу Китая. Но разница в стоимости труда в развитых
странах и Китае до сих пор настолько огромна, что говорить о конце
эпохи дешевой рабочей силы очень рано», — говорит Николай Солабуто,
управляющий активами УК БКС.
Так или иначе, но факт остается фактом: Китай твердо стоит на пути
технологического развития. И даже если он справится с инфляцией,
национальные товары будут дорожать по другим причинам, как дорожает
любая высокотехнологичная продукция, требующая не просто рабочих рук, а
вложения мысли и развития технического прогресса, который стоит
недешево.
Анна Королева
Все горячие новости на nashmir.kz!
|