Газета "Наш Мир" br>
Проблема не в том, что страны его нарушают, а в том, почему они это делают
В
конце прошлой недели министры финансов стран Евросоюза, а также
помогающий им секретарь Казначейства США Гайтнер обсуждали проблемы ЕС.
Был достигнут даже некоторый результат (точнее, сложный компромисс)
между отдельными странами ЕС, Европейской комиссией и Европарламентом.
Он состоит в том, что к государствам, нарушающим «маастрихтские
критерии» (финансово-экономические показатели страны, необходимые для
вступления в еврозону. По этим критериям оцениваются жизнеспособность
финансовой системы, уровень цен и стабильность валютного курса. – Прим.
KM.RU), могут быть применены превентивные санкции. При этом в
первоначальном проекте предполагалось, что эти санкции будут применять
автоматически, однако затем это положение из текста исчезло, что
фактически делает его бессмысленным.
В частности, если дефицит
бюджета страны – члена ЕС грозит превысить допустимые 3%, а
правительство ничего не предпринимает для изменения ситуации,
Еврокомиссия может потребовать наложения санкций. Для вступления их в
силу они должны быть одобрены на саммите Евросоюза квалифицированным
большинством. Если Европейский совет отвергает санкции, Еврокомиссия
через месяц повторно может потребовать их введения. Для предотвращения
санкций страны ЕС опять должны собрать большинство. Согласно достигнутой
договоренности, страна-нарушитель должна поместить на специальный счет
определенную сумму денег, которые могут пойти на уплату штрафов в случае
нарушения «Пакта стабильности».
При этом, по данным СМИ,
Европарламент намерен принять поправки к Пакту о стабильности еще до
конца сентября. Они вступят в силу после формального одобрения странами
ЕС. Впрочем, повторю еще раз, при тех проблемах, которые сегодня есть в
бюджетной сфере подавляющего числа стран Евросоюза, особого смысла в
этих поправках нет. Попытки выдержать параметры «Пакта стабильности»
могут только привести к резкому падению жизненного уровня населения и
массовым социальным выступлениям. Проблемы ЕС не в том, что некоторые
страны нарушают «Пакт стабильности», а в тех причинах, которые
заставляют их его нарушать. Но это в Евросоюзе обсуждать не принято.
А
вот министр финансов США Тимоти Гайтнер предлагает европейским коллегам
оптимизировать фонд спасения Евросоюза для борьбы с долговым кризисом
еврозоны на примере американской модели, т. е. использовать Европейский
фонд финансовой стабильности размером $440 млрд так же, как и
учрежденный в США в кризисном 2008 году срочный фонд поддержки рынков
кредитования.
Ожидается, что Гайтнер предложит модель срочной
кредитной линии ценными бумагами, обеспеченными активами (TALF), которую
финансовые власти США использовали, чтобы подстегнуть рынок не имевших
спроса ценных бумаг. Такое решение может смягчить опасения, что у
стабфонда недостаточно денег, чтобы помогать Греции, Ирландии,
Португалии, а также Испании и Италии. Напомним, что по программе TALF
Министерство финансов США предоставляло кредитные гарантии на $20 млрд
Федеральному резервному банку Нью-Йорка, что позволило ему предложить
кредиты до $200 млрд. В обмен банк принимал в качестве залога
обеспеченные активами ценные бумаги. С программой TALF связывают
оживление американского рынка ценных бумаг, обеспеченных автомобилями,
учебными кредитами и займами малого бизнеса, а также арендованным
имуществом. Принимая ценные бумаги, которые никто не хотел покупать в то
время, ФРС выполняла роль маркет-мейкера. По итогам программы не было
зафиксировано никаких убытков.
У экспертов есть разные мнения
насчет того, будет ли этот механизм успешен для Евросоюза, я же могу
только сказать, что подобные, чисто финансовые схемы к реальности
отношения не имеют. Фактически для США они сработали по двум причинам.
Первая – в колоссальной по объему эмиссионной накачке, достигающей 1% от
ВВП в месяц. Вторая – что эта накачка не привела к масштабной инфляции,
поскольку происходило замещение кредитных денег наличными (за это время
кредитный мультипликатор в США снизился с 17 до 5). Понимает ли это
Гайтнер – отдельный вопрос, но эти два условия сегодня в еврозоне точно
не выполняются. Низкий уровень мультипликатора не дает возможности
Евроцентробанку начинать массированную эмиссию, а без нее у финансовых
институтов нет возможности рисковать не принадлежащими им деньгами.
Особенно при наличии угрозы резкого увеличения количества «плохих»
активов в случае дефолта Греции.
Отметим, что во Вроцлаве, где,
собственно, и происходило неформальное заседание Совета по экономическим
и финансовым вопросам ЕС с участием глав национальных министерств
финансов, представителей центробанков, Еврокомиссии и Европарламента,
начались массовые выступления. По данным местной полиции, в демонстрации
принимают участие около 10 000 граждан Польши, Литвы, Венгрии и
Словении, однако организаторы ожидают увеличения числа манифестантов до
30 000. Организована манифестация Европейской конфедерацией профсоюзов,
ее главный лозунг – «Да» для европейской солидарности, «да» для рабочих
мест, «нет» для политики утечки бюджетных средств». Манифестанты
подчеркивают, что борьба с кризисом не должна превратиться в борьбу с
человеком и работником. «На это согласия профсоюзов не будет», – заявил
глава польского профсоюза «Солидарность» Петр Дуда. По его словам,
профсоюзы поддерживают диалог, «но когда разговоры не приносят
результатов, нужно выходить на улицы».
Отметим, что на
заключительной пресс-конференции по итогам неформального заседания,
которую пришлось завершить на час раньше, чтобы участники не столкнулись
с протестующими, министр финансов Польши Яцек Ростовский заявил:
«Спасение стабильности – лучший путь к увеличению числа рабочих мест».
«Обеспечивая стабильность, мы избежим утечки бюджетных средств», –
отметил политик. Ранее он сообщил, что в Европейском союзе нет единой
позиции по введению налога на банковские операции. «По вопросу введения
налога на банковские операции мнения стран – членов ЕС очень разнятся,
консенсуса добиться не удалось», – сказал он, подчеркнув, что «этот
элемент не является ключевым для стабилизации финансовой ситуации».
В
переводе на русский язык Ростовский сказал, что распад Евросоюза только
ухудшит состояние дел в части безработицы и экономической ситуации, и с
ним тут невозможно не согласиться. Что касается второго утверждения, то
оно звучит куда менее оптимистично: финансовое лобби Евросоюза, которое
во многом контролирует политическую элиту практически всех стран
региона, категорически отказывается от изменения «правил игры».
Поскольку последние уже привели к тяжелейшим экономическим проблемам,
можно отметить, что если руководство ЕС не сумеет преодолеть
сопротивление, то будущее Евросоюза представляется крайне печальным,
что, по словам того же Ростовского, приведет к росту безработицы и
падению жизненного уровня населения. Теоретически из этой ситуации нужно
бы сделать политические выводы, но, судя по всему, политические элиты
ЕС пока к этому не способны. Не исключено, что нынешние элиты к этому в
принципе не способны, – и тогда их будущее, как и будущее ЕС, достаточно
печально.
Михаил Хазин
|