Газета "Наш Мир" br>Китай рассматривает американские планы в области противоракетной обороны
как угрозу, в то время как США обеспокоены китайскими баллистическими
ракетами. Кто беспокоится справедливо?
Джон Уорден
Противоракетная
оборона стала областью споров и противоречий в американо-китайских
отношениях. Американское правительство видит серьезную роль для набора
относительно ограниченных возможностей в области ракет-перехватчиков,
предназначенных для защиты территории США, размещенных американских сил,
а также союзников и партнеров посредством: 1) разубеждения других стран
по вопросу приобретения и размещения ими баллистических ракет путем
снижения их предполагаемой ценности; 2) сдерживания использования
баллистических ракет, вводя возможность эксплуатационного отказа; и 3)
отражения ракетного нападения.
Китай, напротив, ставит под
вопрос американские мотивы в разработке подобной системы и особенно
озабочен потенциальным развитием технологии. Администрация Обамы приняла
поэтапный адаптивный подход к противоракетной обороне, который
концентрируется на противодействии более непосредственной угрозе -
ракетам средней и меньшей дальности - при этом сохраняя возможность для
гибкого реагирования на будущие вызовы. В частности, Соединенные Штаты
обеспокоены по поводу разработки ограниченного числа относительно
простых ракет дальнего радиуса действия такими странами как Северная
Корея или Иран.
Соединенные Штаты продолжат разработку и
размещение батарей PAC-3, радаров Х-диапазона AN/TPY, батарей THAAD, а
также перехватчиков SM-3 Block IA на борту крейсера Aegis. В течение
срока от пяти до десяти лет Соединенные Штаты рассчитывают разместить
комплексы SM-3 Block IIA, а возможно и SM-3 Block IIB, которые
рассматриваются как обладающие определенной эффективностью против ракет
дальнего радиуса действия. Вдобавок, 30 наземных перехватчиков -
единственная развернутая система, обладающая всеми возможностями борьбы
против ракет дальнего радиуса действия - останется в Форт-Грили и на
базе ВВС Ванденберг.
Из-за их ограниченного количества и
ограниченных же возможностей, у этих оборонных сил, даже если они будут
работать в точности как задумано, нет никакой реалистичной возможности
сопротивляться крупным и сложным стратегическим ядерным ответным силам
России или Китая. В Восточной Азии Северная Корея, с ее значительными
количествами развернутых ракет меньшей дальности и заинтересованностью в
разработке баллистических ракет дальнего радиуса действия, представляет
собой основной предмет озабоченности Вашингтона. Однако, на тактическом
и оперативном уровне, Соединенные Штаты также озабочены объявленным
намерением Китая разместить такие силы защиты от использования
противником районов, которые будут угрожать американским вооруженным
силам и активам в регионе.
Чтобы справиться с этими угрозами,
Соединенные Штаты планируют разработать и развернуть различные элементы
обороны, включая ракеты-перехватчики, а также продолжить свое
сотрудничество с ключевыми союзниками и партнерами. Но кое-кто в Китае
озабочен тем, что более продвинутая (или гораздо более многочисленная)
группировка перехватчиков США может угрожать уже китайским силам
стратегического ядерного сдерживания. Однако пока нет никаких признаков
того, что США предпринимают усилия по созданию подобной системы защиты.
Для более широких отношений важно, чтобы политика с обеих сторон
основывалась на реальности, а не на преувеличенных страхах, и чтобы ни
одна из сторон не делала того, что может способствовать усилению
подобных опасений.
Ни Соединенные Штаты, ни Китай не хотят, чтобы
противоракетная оборона или неправильное восприятие оной вносили вклад в
кризис нестабильности или в гонку вооружений.
Хе Юн
У
Китая есть три основных момента, которыми он озабочен в связи с
американской ПРО. Во-первых, развитая и зрелая система перехватчиков
подорвет возможности Китая в области нанесения ответного удара.
Во-вторых, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в
области противоракетной обороны могут привести к технологическим
прорывам, полные последствия которых Китай не сможет осознать, и не
сможет легко придумать альтернативу. И в-третьих, развитие этой системы
может способствовать прогрессу в космических технологиях, что приведет к
проникновению вооружений в космическое пространство.
В то время
как американские системы противоракетной обороны могут не представлять
собой значительную угрозу для стратегических сил ответного удара России,
небольшой ядерный арсенал Китая - это совсем иной случай. Китайские
ракеты весьма уязвимы для американского первого удара, а те, которые его
переживут, могут быть уязвимы для ракет средней дальности системы ПРО -
как предполагает поэтапный адаптивный подход - если такие системы
станут более тонкими и сложными.
Пока Китай уверен, что гораздо
менее дорого и более эффективно разрабатывать контрмеры. Но даже это
нелегкая задача; она требует высокого уровня технических знаний для
размещения отвлекающих ложных целей, правильной формы и температуры,
чтобы сделать их незаметными для радаров Х-диапазона.
Китайские
политики также озабочены значительным отставанием от Соединенных Штатов в
технологическом плане. Подобные опасения сподвигли Китай ответить на
Стратегическую оборонную инициативу (СОИ) президента Рейгана 1983 года
запуском своей «Программы 863», или Государственного плана
высокотехнологичного развития. Эта программа, начатая в марте 1984 года,
и продолжающаяся по сей день, имеет целью застраховать себя от
технологических сюрпризов путем изучения самых современных научных и
технологических достижений, имеющих военное применение.
Китайское
испытание противоракеты было ответом на эту обеспокоенность. Из-за
того, что у Китая нет радаров раннего обнаружения или эффективных
космических датчиков, он не планирует разрабатывать систему
противоракетной обороны. Вместо этого цель в том, чтобы понять и освоить
технологию удара на поражение ракетами прямого попадания. Китай за
несколько недель до того провел испытание противоспутниковой ракеты, с
тем, чтобы он мог сначала сбить спутник с более предсказуемой
траекторией. Это испытание повысило уверенность Китая в своем позднейшем
испытании противоракеты. Китай не намеревается, как некоторые говорят,
разрабатывать противоспутниковое оружие. Действительно, Китай достаточно
ясно дал понять, что он стремится к запрету на любое космическое
оружие, и то, что США отклонили это предложение - еще одна причина
обеспокоенности Китая развитием программы ПРО.
Тот аргумент, что
размещение американских объектов в рамках программы ПРО является, в том
числе, ответом на размещение Китаем сил для защиты от блокирования
противником районов, не имеет смысла, так как американские планы были
сформулированы и оглашены до того, как Китай заявил о своих интересах к
вышеозначенной защите. Совершенно очевидно, что США продолжат
реализовывать свои планы в области ПРО вне зависимости от размещения или
неразмещения Китаем чего бы то ни было. Хотя Китай может почувствовать
необходимость изучить и рассмотреть опасения США по поводу своих
последних шагов в военной сфере, для Соединенных Штатов было бы лучше
всего, если бы подобная дискуссия осталась за рамками тематики ПРО.
Уорден отвечает
Многие
из китайских опасений, связанных с американской программой
противоракетной обороны, являются поспешными, преждевременными и
преувеличенными: поспешными и преждевременными - потому что они
концентрируются на теоретических возможностях, а не на том, что США (как
демонстрируют официальные документы и нынешние действия) планируют
сделать в ближайшее десятилетие; преувеличенными - потому что в
значительной мерее недооценивают нынешние (и будущие) технологические и
промышленные возможности Китая, которые он сможет противопоставить
американской оборонной отрасли, и тем самым поддержать возможности
страны в области ответного удара.
Более того, в случае
невероятного сценария, когда США попытаются нейтрализовать систему
ядерного сдерживания Китая, уровни бюджетных ассигнований и системы
размещения радикально изменятся, и у Китая будет достаточно времени,
чтобы ответить.
Американские власти осознают, что на ядерном
уровне взаимная уязвимость в отношениях между США и Китаем это факт, а
не выбор. Китай разработал живучие мобильные ракеты и ракеты морского
базирования, чтобы сделать теоретический (и немыслимый) обезоруживающий
первый удар США по ядерным системам Китая невозможным. И даже если
Соединенные Штаты скромным образом расширят свои возможности в плане
размещения ракет-перехватчиков и разработают более новые и продвинутые
перехватчики, такие как SM-3 Block IIB, Китай может (как отмечает Хе Юн)
принять сравнительно незатратные контрмеры, и если необходимо,
увеличить количество своих малоуязвимых и обладающих высокой живучестью
ракет.
Такое развитие событий сохранит уверенность в китайских
способностях нанесения ответного удара, и позволит добиться этого весьма
скромными средствами - и самое главное, действительно, с крайне
незначительным воздействием на американо-китайские отношения. Поэтому
Китай должен принять ту реальность, что американская противоракетная
оборона в Восточной Азии преимущественно предназначена для защиты от
соверокорейских ракетных возможностей. Предотвратить северокорейскую
агрессию - это тоже в интересах Китая, причем какой бы ни была это
агрессия. В его интересах также притормозить расширение северокорейских
программ в области ядерного оружия и баллистических ракет. И прежде
всего, Китай должен сохранять контрмеры и не допускать попадания в руки
Северной Кореи продвинутых баллистических технологий.
По мере
того, как северокорейская ракетная угроза растет, Соединенные Штаты,
вероятно, будут увеличивать масштабы и сложность своих
перехыватывательных элементов в регионе. Китай, понятное дело, выражает
обеспокоенность по поводу технологического сюрприза, который он
связывает с американской ПРО. Однако ровно как Китай хочет чтобы США
реагировали на его озабоченность по поводу потенциальных возможностей
противоракетной обороны, точно так же и Соединенные Штаты хотят чтобы
Пекин уважал их обеспокоенность по поводу китайского противоспутникового
и противодоступного оружия. Эти программы как минимум имеют огромный
потенциал стимулировать гонку вооружений и подрывать общие
американо-китайские отношения, будучи защитой от ответных стратегических
сил. В максимально возможной степени Соединенные Штаты и Китай должны
стремиться к доверию, создавая меры по улучшению взаимопонимания и
способствуя устранению опасений обеих сторон.
Соединенные Штаты
вряд ли в обозримом будущем разместят элементы ПРО или другое оружие в
космосе, как минимум потому, что другие подходы более практичны и более
доступны. Соединенные Штаты признают, что космические активы достаточно
уязвимы. По этой причине США заинтересованы в сотрудничестве в космосе, а
не в конкуренции. Отсутствие интереса к заключению формальной
космической конвенции не должно неправильно интерпретироваться как
враждебность.
Хе отвечает
Нет никакой
противоракетной обороны, которую нельзя было бы одолеть контрмерами. Но и
нет таких контрмер, которые нельзя было бы одолеть хорошими
контр-контрмерами.
В то время как Китай вкладывает в контрмеры
для своих стратегических ракет, Соединенные Штаты заявили, что они
«увеличат инвестиции в датчики системы раннего перехвата и уничтожения,
чтобы они пошли на пользу контрмерам в области ПРО». Соединенные Штаты,
возобновляя программы в области противоракетной обороны, ненароком
втянули Китай в технологическое соревнование, основанное на реальных
опасениях, а не на преувеличенных страхах.
Хотя американская
система противоракетной обороны не является зрелой, развитой и готовой,
Китай не может игнорировать факт ее продолжающегося развития. Китайская
озабоченность по поводу американской ПРО не имеет ничего общего с
собственно развертыванием. Скорее он пытается уменьшить технологический,
а не военный эффект программы противоракетной обороны.
США также
не должны давить на Китай по поводу Северной Кореи, угрожая увеличить и
усовершенствовать системы противоракетной обороны в Тихоокеанском
регионе. Для начала, это не сработает. У Китая меньше влияния на
Северную Корею, чем у Соединенных Штатов. Когда Китай занял жесткую
позицию и осудил северокорейское ядерное испытание в 2006 году,
поведение Северной Кореи не изменилось. Вместо того она провела второй
тест всего в 15 милях от китайской северо-восточной границы, заставив
власти даже эвакуировать некоторые китайские школы. США должны осознать,
что ракетные и ядерные программы Северной Кореи еще больше угрожают
Китаю, чем США, учитывая непредсказуемость режима в Пхеньяне и его
близость к китайским границам. Если бы Китай мог, он бы почти наверняка
вынудил Северную Корею отказаться от своей программы ядерных вооружений.
Северная Корея это знает, вот почему только одному представителю Китая
было позволено посетить Йонбун - и это было до того, как Северная Корея
провела первое ядерное испытание.
Во-вторых, подобные заявления
создают впечатление, что Соединенные Штаты могут увеличить свои
возможности в плане ПРО и нарастить силы при необходимости, что выглядит
маловероятным. У американского процесса развития и развертывания
элементов противоракетной обороны есть свой технологический темп и своя
логика. Если Северная Корея будет и дальше разрабатывать свои
баллистические ракеты или осуществлять ядерную программу, то быстрое
наращивание количества ракет-перехватчиков, возможно, не вариант, и
точно уж не решение. Однако заявляя, что такие возможности у США есть,
Вашингтон тем самым дает Китаю повод верить, что технологии в области
ПРО на самом деле более совершенные и продвинутые, чем рекламируется.
Теоретически,
Китай мог бы увеличить степень живучести своих ядерных сил, увеличив
число ракет или повысив их боеготовность. Но ведь это как минимум
вызовет новые подозрения в отношении намерений Китая, или что еще хуже,
такие действия могут быть сочтены свидетельством того, что Китай
«стремится к паритету». Что более важно, непоражаемость, способность
выдержать удар - это не самое важное. Самое важное в том, что касается
проникающей способности китайских стратегических боеголовок, которой
угрожает размещение Соединенными Штатами элементов ПРО. Поэтому ключевым
вопросом является не вопрос о том, что Китай должен сделать, чтобы
увеличить степень живучести своих ракет, а вопрос о том, что должны
сделать США, чтобы развеять опасения Китая. В конечном счете Китай
рассчитывает и ожидает справиться с противоракетным вопросом и решить
его с Соединенными Штатами путем сотрудничества и посредством
дипломатических усилий.
Джон Уорден (John Warden) – научный
сотрудник и программный координатор Проекта по ядерным исследованиям в
Центре стратегических и международных исследований (CSIS). Хе Юн (He
Yun) – научный сотрудник программы по контролю за вооружениями
Университета Цинхуа и аспирант в области международной безопасности.
|