Газета "Наш Мир" br> В последнее время, когда старый геополитический порядок на Ближнем Востоке рушится после ухудшения отношений между Израилем и Турцией и прогрессирующей радикализации позиций обеих сторон, возникает вопрос, действительно ли Турция Эрдогана полностью повернулась спиной к западу и ее стратегия направлена на пересмотр своего положения в регионе в ущерб Израилю.
В ходе роста напряженности последнее по времени предостережение Эрдоган направил прямо Европейскому Союзу, которому он угрожает разрывом дипломатических отношений, если Республика Кипр возглавит Совет министров Европейского Cоюза с июля по декабрь 2012 года. Республика Кипр, оказалась единственной, которая после конфликта 1974 года между Грецией и Турцией и последующего разделения острова на две части, была признана международным сообществом и вошла в Евросоюз.
Проблемы между двумя ближневосточными столицами в результате трений начинают приобретать серьезный характер. На протяжении двух лет мы были свидетелями углубления кризиса, наблюдая сначала охлаждение дипломатических отношений, а потом их существенное замораживание в основном по политическим и идеологическим мотивам. Однако, следует напомнить, что сейчас под сурдинку идет настоящая война.
Если Турция в ходе радикализации своей позиции по отношению к еврейскому государству действовала с целью приобретения политического капитала в арабском мире посредством громких и воинственных заявлений и агрессивной политики премьера Эрдогана, то Израиль под шумок финансировал и готовил боевиков РПК (Рабочей партии Курдистана) в северном Ираке против турецкой армии, осуществил спецоперацию на корабле «Мави Мармара», создав из ничего новый военный союз с Грецией, а сейчас он не боится раздражать Анкару также и поисковым бурением скважин на Кипре.
В глазах Турции последний израильский маневр в Средиземноморье стал настоящим вызовом и вмешательством в ее внутренние дела (турецкая часть Кипра играет важную геостратегическую роль и рассматривается Анкарой как собственный административный регион). Этот маневр представляет угрозу как для национальной безопасности, так и для использования энергетических ресурсов, что является важным и для Израиля, особенно в свете эволюции политики на данной территории, которая оставляет его в изоляции и делает все более агрессивным.
Игра, которая ведется сейчас Тель-Авивом и Анкарой, отражает более широкий региональный конфликт, касающийся не только политических и военных областей, но в особенности энергетических. Турция сильно зависит от энергетического снабжения, учитывая тот факт, что ее валовой национальный продукт растет на 8,5% в год, а также ее агрессивную политику «газификации», которую проводит гигантская национализированная компания Botas, владеющая газо- и нефтепроводами и торгующая нефтью и газом. В частности, 65% ее импорта энергии и 30% нефти-сырца имеют российское происхождение. Теперь понятно, почему турецкое правительство так ревностно относится к обнаружению нового месторождения у берегов Кипра, названного Левиафан, и довольно чувствительно к проведению поисковых работ в районе так называемого Block 12 , расположенного между Израилем и греческой частью острова Кипр, доступа к которому Турция не имеет.
Правительство Анкары ищет новые источники и пути снабжения энергией в зоне Каспийского моря и Ближнего Востока. Она ведет многослойную политику в целях интересов нации, учитывая ее новую роль в регионе, в предвидении уменьшения зависимости от Москвы и укрепления отношений с Ираном. Тем не менее, чисто экономические рассуждения не позволяют полностью понять стратегию Турции.
Визиты Эрдогана в Египет, Ливию и Тунис, сопровождающиеся все более жесткой риторикой против Иерусалима, обнажают циничную стратегию турецкого правительства, которое в своей новой фазе приносит в жертву Израиль, но не обязательно Европейский Союз, ради своих региональных амбиций. Эрдоган прекрасно осведомлен, что выгодное географическое положение Турции делает ее привилегированным партнером ЕС и ценным членом НАТО. Это позволяет Турции осуществлять широкие политические маневры в целях собственного развития и распространения влияния (в теории позитивного) в регионе в ущерб Ирану. Но все же эти маневры ограничены в международном масштабе ее полноправной принадлежностью к НАТО, а также наднациональными западными институтами.
Цель Эрдогана - превратить Турцию в новую экономическую державу в регионе, поощряя амбиции превращения ее в страну-посредника в снабжении газом и политически используя ее географическое положение в качестве моста между странами-производителями и государствами-потребителями в региональной системе торговли углеводородами. Открытие месторождения Левиафан и договор Израиля с греческим Кипром подвергают выполнение этого проекта серьезной опасности, безжалостно подрывая амбиции Турции. Выбор Эрдогана выступить против Израиля способствует не только завоеванию гегемонии на новом Ближнем Востоке в культурном и экономическом плане, но и создает дипломатический казус с Израилем, так как Эрдоган хочет добиться запрета на бурение от международных органов. Как поступит Европейский союз в подобных обстоятельствах?
Уже давно Брюссель не знает, как вести себя с Анкарой. Отношение Европы к Высокой Порте уже много лет является двусмысленным: Евросоюз не хочет видеть Турцию в своих рядах, но в то же время не хочет ее потерять, и, конечно, нежелание Европы быть вовлеченной в раздоры между двумя странами не помогает решению вопроса. Скорее всего, Израиль под давлением американцев и европейцев не будет продолжать поисковое бурение на Кипре в обмен на какие-либо уступки со стороны Турции, но это будет только временное отступление до тех пор, пока не возникнет новая напряженность. К сожалению, для Запада это будет всего лишь ссора двух друзей в общем доме.
|