Ширин Хантер, профессор Джордтаунского университета в Вашингтоне, считает, что последствия обращения Палестинской автономии в ООН просьбой о признании Палестины ее полноценным членом пока трудно предсказать.

«Вряд ли признание независимой Палестины сразу же разрешит израильско-палестинский конфликт, – сказала она в интервью «Голосу Америки». – С другой стороны – во всяком случае, на это рассчитывают палестинцы – это предоставит определенную международную легитимность их борьбе за создание государства. Но, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, это может создать еще большую напряженность в регионе».

Правительство Палестинской автономии в пятницу 23 сентября подаст в ООН письмо с просьбой принять Палестину в постоянные члены. По протоколу, Генеральный секретарь ООН должен направить это письмо на рассмотрение Совета Безопасности, а Совбез, если ни один из его постоянных членов не возражает, направит положительную рекомендацию для голосования в Генеральную Ассамблею. Если хотя бы один из членов Совбеза наложит на эту резолюцию вето, Генассамблея все равно может разбирать прошение Палестинской автономии, – но уже не о полноценном членстве в ООН, а об усилении ее статуса как страны-наблюдателя.

Дэвид Маковский, эксперт Института по ближневосточной политике в Вашингтоне, считает, что лидер Палестинской автономии Махмуд Аббас делает символический, в первую очередь, для него шаг.

«Палестинцы не смогут набрать девять голосов в Совбезе, так как американцы их заявку заветируют, – сказал эксперт в интервью «Голосу Америки». – Мне кажется, что в этой ситуации для Аббаса самое главное – это показать своим сторонникам, что он представил проблему на рассмотрение мирового сообщества. Аббас сможет вернуться в Рамаллу и сказать, что он бросил свой вызов и уже только поэтому является победителем. Но мне кажется, если ты действительно хочешь решить проблему – это можно сделать только за столом переговоров между Израилем и палестинцами. Как вчера сказал президент Обама, нет короткой дороги к достижению мира».

Есть ли у палестинцев шанс?

В 1988 году Палестинская автономия уже заявила – не в ООН, а самостоятельно – о суверенитете Палестины. С тех пор ее признали около 100 стран-членов ООН.

Напомним также, что в 40-е годы государство Израиль было создано именно резолюцией Организации Объединенных Наций. В организации его создание тогда поддерживали и президент США Гари Труман, и советский глава Иосиф Сталин. В 1949 году Израиль стал полноправным членом ООН.

Как пишет в журнале «Нью-Йоркер» Стив Кролл, лауреат премии Пулитцера и директор Фонда «Новая Америка», с точки зрения заявки на государственность, у Палестинской автономии есть не абсолютный, но достаточно реальный шанс. В соответствии с Конвенцией Мотевидео от 1933 года, страна, претендующая на суверенитет, должна иметь четко определенную территорию, постоянное население, правительство и «способность устанавливать отношения с другими государствами». По мнению Стива Кролла, Западный Берег и сектор Газа, определенные в границах 1967 года, обладают первыми тремя из этих факторов. Однако неразрешенные конфликты между правительством Махмуда Аббаса на Западном Берегу и руководством ХАМАС в секторе Газа ставят под сомнение их способность скоординировано управлять будущей Палестиной.

Стив Кролл считает, что на Западном Берегу вполне сложились предпосылки для создания государства. Два года назад правительство палестинской автономии запустило программу по улучшению работы правительства. В апреле комиссия Всемирного банка подтвердила, что «Палестинская автономия находится в хорошем положении для создания государства в ближайшем будущем».

Однако Сэм Клигер, глава Американского еврейского комитета, иммигрант из бывшего СССР, считает ошибкой заявку Палестинской автономии в ООН, так как, по его мнению, договариваться должны только две стороны.

«Палестинцам и израильтянам есть о чем говорить – о возвращении беженцев, об инфраструктуре, о безопасности Израиля, – сказал он в интервью «Голосу Америки». – Но если палестинцы объявят себя государством на определенной территории, а Израиль не согласится, что тогда? Что будет? Будут последствия очень серьезные, возможно, суровые, возможно, прольется кровь».

Сэм Клигер считает, что в такой ситуации неясно, что делать с группировкой ХАМАС.

«Сейчас он управляет в Газе, а каким образом он (ХАМАС – В.К.) будет представлен в ООН? – поинтересовался активист еврейского движения. – Если он будет в составе палестинской делегации в ООН, об этом не может быть и речи, потому что международным сообществом он признан террористической организацией».

США как рефери израильско-палестинского конфликта

Ширин Хантер, профессор Джорджтаунского университета, считает, что обращение палестинцев в ООН – своего рода отчаянный порыв.

«Уже прошло 18 лет со времени Ословских соглашений, и надежды на мир становится все меньше. И прогресс, который был достигнут в прошлом – это уже тоже дело прошлого, – сказала она «Голосу Америки». – Сейчас есть проблема с сектором Газа, поселения продолжают расти. Мирный процесс остановился. И это усиливает гнев не только палестинцев, но и жителей других стран арабского мира, например, египтян. Мне кажется, палестинцы в отчаянии от того, что США не могут ничего сделать, не могут повлиять на израильтян и привести стороны к разрешению конфликта. И, в каком-то смысле, палестинцы даже пытаются оказать давление на США».

США намерены наложить вето на резолюцию по Палестине в Совбезе. В среду президент Обама в ООН сказал, что «мир не будет достигнут путем заявлений и резолюций в ООН». Газета The New York Times написала в четверг, что своим заявлением Обама «поместил США на пути движения арабских стран к демократии». После всех этих драматических событий в ООН, уменьшится ли роль США как медиатора мира на Ближнем Востоке?

«Я не согласен с автором этой статьи, – сказал Дэвид Маковский «Голосу Америки». – США не могут односторонне предложить палестинцам и израильтянам решение проблемы. И я не думаю, что роль США в разрешении израильско-палестинского конфликта как-то изменится».

Он отметил, что в прошлом администрация президента Буша не была сильно вовлечена в мирный процесс, и тогда место США пытались занять европейцы. У них ничего не получилось. «США в мирном процессе незаменимы, – считает эксперт. – Просто США входят в период выборов, и в 2012 году Обама не сможет уделять очень много личного времени разрешению израильско-палестинского конфликта».

Обама и евреи

Администрация президента Обамы неоднократно высказывала свою поддержку сосуществованию двух государств – палестинского и израильского. В своей речи в мае этого года Обама заявил, что граница между Израилем и будущим палестинским государством «должна пролегать по линиям 1967 года при взаимно согласованном обмене территориями». Этим заявлением Обама вызвал негодование премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и многих представителей еврейской общины США.

Нетаньяху заявил, что в поселениях проживают тысячи граждан его государства.
Точнее – около 350 тысяч человек. Как сообщает «Fox News», 6% процентов израильтян проживают сейчас или в поселениях на оккупированных территориях, или вокруг них на Западном Берегу. Их возвращение внутрь Израиля представляет огромные сложности: политические – для израильского правительства и человеческие – для израильтян, которым целыми семьями придется сняться с места. У многих из них есть родственники в США.

Как пишет Джон Хайлеман в своей статье «The Tsuris» (на идиш это слово означает «неприятности», «проблемы») в журнале New York, избиратели-евреи в общем составляют в США незначительную часть электората, около 2%. Но, как известно, президента США выбирают сначала в каждом отдельном штате, а потом общим голосованием делегатов. В таких штатах, как Нью-Йорк и Калифорния, еврейское население – многочисленное и достаточно влиятельное.

К тому же, евреи продолжают оставаться важными донорами предвыборной кампании Барака Обамы. В мае этого года, после встречи с Биньямином Нетаньяху, Барак Обама отобедал с евреями-демократами, которые делают пожертвования на его кампанию. Место за столом на том обеде стоило от 25 000 до 35 800 долларов.

«Израильский» вопрос, похоже, уже начинает вредить политическим амбициям президента США. Во время его предвыборной кампании в 2008 году он получил 78% голосов всех избирателей-евреев. Сегодня, по данным республиканской компании, проводящей опросы населения, из всех евреев, которые в 2008 году жертвовали деньги на кампанию Обмы, сделать это в 2012 году готовы только 64%.

Недовольство израильской политикой Обамы уже дало о себе знать на реальных избирательных участках. Недавно в результате досрочных выборов в избирательном округе №9 в Нью-Йорке, в районе, где в основном проживают демократы, и треть населения составляют евреи, неожиданно победил не демократ Дэвид Веприн, а республиканец Боб Тернер.

Политические соперники Обамы не упускают момента. Правительство Биньямина Нетаньяху пользуется значительной поддержкой в американском Конгрессе. Член Конгресса США республиканка Мишель Бакман написала в Твиттере, что «призыв к отходу к границам 1967 года вызовет хаос, раздел и еще большее насилие на Ближнем Востоке, в результате чего Израиль окажется в еще более опасном положении». Республиканец Тим Поленти, бывший кандидат на пост президента США, заявил, что политика Обамы в этом вопросе – «катастрофа, которая вот-вот случится». А конгрессмен-либертарианец Рон Пол заявил, что «в отличие от этого президента, я не считают, что мы можем диктовать Израилю, как вести свои дела».

Худой мир лучше доброй ссоры?

Сэм Клигер из Американского еврейского комитета считает, что по-настоящему палестинцы вообще не хотят создания своего государства.

«Многие из них не хотят смириться с существованием государства Израиль, – сказал он «Голосу Америки». – Вторая пробелам – социально-психологическая. Пока вы боретесь за независимость, вы всем интересны, вы не сходите с первых полос газет, вас показывают по телевидению. Как только цель будет достигнута, вы станете маленьким, слабеньким, экономически зависимым, незначительным, никому не интересным государством. Так часто бывает в истории».

Ширин Хантер, профессор Джорджтаунского университета, согласна, что среди палестинцев есть разные группы – и такие, которые не признают Израиль, но, по ее мнению, многие палестинцы выступают за сосуществование двух государств рядом. Другое дело, что многие палестинцы начинают осознавать, что это невозможно осуществить на практике.

«Даже если палестинцы отказываются от границ 1967 года, еврейских поселений так много, они располагаются во многих местах, так что определение четких границ Палестины будет невозможно, – сказала она «Голосу Америки». – Есть такое мнение, что после 1979 года, когда израильтяне отдали Синайский полуостров египтянам, они сказали – хватит, Западный Берег – никогда. Я не думаю, что палестинцы боятся стать небольшим, неважным государством. Посмотрите на Иорданию – она тоже не очень большая страна, но иорданцы довольны. Просто есть реальность: есть поселения, они были созданы и продолжают создаваться, и они делают существование двух государств рядом очень сложным».