Газета "Наш Мир" br>
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКОГО В ЦК РКП(б)В ЦК РКП.
Прилагая при сем копию отношения замнаркома РКИ, из
которого видно, что «финансовая часть доклада и выводы» Комиссии
Совнаркома о заграничной Ж.Д. Миссии должны были быть мне высланы 27-го
февраля, настоящим сообщаю, что ни выводов, ни финансового доклада
Комиссии мною до сих пор не получены.
Ввиду того, что расследование дела, таким образом,
опять тормозится, прошу побудить Комиссию к немедленной присылке мне
нужных документов.
5 марта 1923 г.
Ф. Дзержинский
РГАСПИ. Ф. 76. Оп. 2. Д. 76. Л. 89.
9
ВОПРОСЫ Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКОГО Ю.В. ЛОМОНОСОВУ НА ДОПРОСЕ 27 марта 1923 г. ОТНОСИТЕЛЬНО «СЧЕТА № 14»
Чем мотивировалось выделение этого счета в секретный?
Почему он был называем Комиссией Аванесова «счетом подарков»?
Почему список получивших по этому счету был передан в
таких условиях (Ваши слова Комиссии: «Не скажу, хоть убейте», и
передача Рыкову в конверте за печатями), что наводит всякому мысль (Так в тексте. – Авт.) о предосудительности и незаконности как расхода, так и получения этих сумм?
В каких условиях, и когда, и где, и по какому титулу,
в каких целях были выданы деньги каждому из фигурируемых в списке (в
том числе Емшанову, Борисову и другим по НКПС)? Прошу их перечислить.
Выданы ли были деньги наличными или куплено на них
что-либо и что именно? Комиссия утверждает, что у нее есть данные, что
список далеко не полный - так ли это?
Почему в этом счете фигурирует сумма, выданная
министру - таких ведь расходов, наверное, было больше - и, по всей
вероятности, такие расходы вносились и в другие счета?
По поручению Комиссии СНК Ф. Дзержинский
РГАСПИ. Ф. 76. Оп. 2. Д. 76. Л. 86.
10
ОТВЕТЫ Ю.В. ЛОМОНОСОВА НА ВОПРОСЫ Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКОГО ОТНОСИТЕЛЬНО СЧЕТА № 14
27 марта 1923 г.
Этот счет нигде никогда не назывался «секретным» или
«подарков», а всегда «№ 14» или «счетом расходов без оправдательных
документов». Я утверждаю, что в других наших заграничных учреждениях
подобные счета гораздо больше и, по существу, они неизбежны: прося
бывшего министра дать юридическую консультацию по вопросу о нашем
золоте, нельзя от него требовать расписку…
Так как эти расходы бездокументны, то сейчас мое
показание не может быть подкреплено никакими документами, и потому я,
естественно, уклонялся от объяснений…
Скажу откровенно, до решения я не видел в этих
подарках ничего предосудительного, но при той интерпретации, которую им
придала Комиссия, я боялся кому-либо сделать неприятность. И только по
Вашему настоянию я согласился назвать имена…
Выдачи иностранцам понятны по самому характеру службы
получивших. Иначе обстоит дело с русскими. С момента прорыва блокады
подарки русским сотрудникам сделались обычаем.
«Что Вы привезли?» - вот вопрос, которым нас
встречали по приезде в Москву. «Привезти того-то» - вот слова, которыми
нас провожали. И я, как другие, возил… возил сахар, возил масло, возил
белье, чулки, сапоги, пальто, платья и т.п. предметы…
Ю. Ломоносов
РГАСПИ. Ф. 76. Оп. 2. Д. 76. Л. 86 - 87.
11
СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ГПУ НКВД РСФСР Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКОМУ
3 июля 1923 г. Совершенно секретно
Служебная записка
Лично Пред. ГПУ - т. Дзержинскому
Справка по заданию Кибарт В.
1 - 9 апреля
с.г. поступило сведение о том, что т. Кибарт, в бытность его в Берлине,
по работе в РЖМ[126] совершил растрату и разыскивается т. Крестинским.
Источник сообщения - от Ю.В. Ломоносова <…>
3. По прибытии т. Крестинского, последний сообщил, что он первый раз слышит даже такую фамилию и удивлен запросом <…>
5. Кибарт - член партии и работает в Госфлоте
инспектором, в частности, от него исходили слухи о том, что Ломоносов
«кидается золотом».
6. история с Кибартом - точный слепок истории с инженером
Орестовым, ареста коего требовал Ю.В. Ломоносов <…>
НачЛОШУ (подпись)
Зам. нач. ЛОШУ (подпись)
РГАСПИ. Ф. 76. Оп. 2. Д. 76. Л. 92.
Примечания:
[1] Ленин В.И. Поли. собр. соч. T. 45. С. 31.
[2] Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 54. С. 266.
[3] Фролов А.Н. Современное состояние и ближайшие перспективы железнодорожного транспорта // Экономист. 1922. № 1. С. 176.
[4] Там же. С. 175.
[5] Там же.
[6] Там же. С. 168.
[7] Там же. С. 175.
[8] Там же. С. 170.
[9] Внешняя торговля и народное хозяйство России. М., 1923. С. 50.
[10] Архив Русской революции. М., 1991. Т. 5-6. С. 103.
[11] Народное хозяйство. 1920. № 18. С. 21.
[12] Внешняя торговля СССР за 1918 - 1940 гг. М., 1960. С. 243, 264.
[13] Внешняя торговля Союза ССР за X лет. М., 1928. С. 325.
[14] Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 54. С. 266.
[15] Там же. Т. 45. С. 32.
[16] Михайлов И.Д. Эволюция русского транспорта, 1913 - 1925. М., 1925. С. 113.
[17] Шмуккер М.М. Очерки финансов и экономики железнодорожного транспорта России за 1913 - 1922 годы. М., 1923. С. 225.
[18] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Д. 20. Л. 11.
[19] Транспортный банк. М., 1925. С. 20.
[20] Одиннадцатый съезд РКП(б): Стенографический отчет. М., 1961. С. 130.
[21] Иголкин А.А. Алгемба: нефтепровод в небытие // Экономический журнал. 2001. № 1.
[22] История и историки. М., 1990.
[23] Владимир Ильич Ленин. Биографическая хроника. Т. 7. С. 40.
[24] Там же. С. 93.
[25] РГАСПИ. Ф. 76. Оп. 2. Д. 76. Л. 24.
[26] Станкевич В.Б. Воспоминания, 1914 - 1919. Ломоносов Ю.В. Воспоминания о Мартовской революции 1917 г. М., 1994.
[27] Народное хозяйство. 1920. № 5-6. С. 4.
[28] Там же.
[29] Владимир Ильич Ленин. Биографическая хроника. Т. 8. С. 584.
[30] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Д. 1а. Л. 5.
[31] Ленинский сборник. XXXVII. С. 270.
[32] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Д. 1а. Л. 71.
[33] РГАСПИ. Ф. 76. Оп. 2. Д. 76. Л. 207об.
[34] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Д. 18а. Л. 12.
[35] Владимир Ильич Ленин: Биографическая хроника. Т. 12. С. 460.
[36] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Д. 18а. Л. 18об.
[37] РГАСПИ. Ф. 76. Оп. 2. Д. 76. Л. 62.
[38] Там же. Л. 87.
[39] Там же. Л. 23.
[40] Там же. Л. 24.
[41] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Д. 18. Л. 30.
[42] Ф. 76. Оп. 2. Д. 76. Л. 23.
[43] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Д. 18. Л. 34; Руль (Берлин). 1921. 29 нояб.
[44] РГАСПИ. Ф. 76. Оп. 2. Д. 76. Л. 95.
[45] Там же. Л. 96.
[46] Там же. Л. 65.
[47] Народное хозяйство. 1920. № 5-6. С. 5.
[48] Михайлов И.Д. Указ. соч. С. 111 - 112.
[49] Ильинский Д.П., Иваницкий В.П. Очерк истории русской паровозостроительной и вагоностроительной промышленности. М., 1929. С. 108 - 109.
[50] Народное хозяйство. 1920. № 5-6. С. 7.
[51] Михайлов И.Д. Указ. соч. С. 128.
[52] РГАСПИ. Ф. 76. Оп. 2. Д. 76. Л. 62.
[53] Народное хозяйство. 1920. № 5-6. С. 8.
[54] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Предисловие 1.4.
[55] РГАСПИ. Ф. 76. Оп. 2. Д. 76. Л. 80.
[56] Там же.
[57] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Д. 31. Л. 22.
[58] РГАЭ. Ф. 413. Оп. 4. Л. 203., 206; 307, 125.
[59] РГАЭ. Ф. 413. Оп. 4. Д. 307. Л. 204.
[60] Там же. Л. 327.
[61] Там же. Л. 160об.
[62] Там же. Л. 203.
[63] Ловцов Л.В. Политика военного коммунизма и железнодорожный транспорт (1918 - 1920 гг.). М., 1990. С. 23.
[64] РГАЭ. Ф. 413. Оп. 4. Д. 307. Л. 146.
[65] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Д. 31. Л. 22.
[66] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Д. 18а. Л. 18.
[67] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Д. 21. Л. 113.
[68] РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 60. Д. 9. Л. 145, 163.
[69] Там же. Л. 441.
[70] Там же. Л. 2.
[71] Там же. Л. 323.
[72] Там же. Л. 323об.
[73] Там же. Л. 148.
[74] Там же. Л. 159 - 160.
[75] Там же. Л. 4.
[76] Михайлов И.Д. Указ. соч. С. 113.
[77] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Д. 31. Л. 32.
[78] Шмуккер М.М. Указ соч. С. 225.
[79] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Д. 18а. Л. 6.
[80] Там же.
[81] РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 60. Д. 9. Л. 323.
[82] РГАЭ. Ф. 413. Оп. 4. Д. 307. Л. 337.
[83] Там же.
[84] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Д. 31. Л. 22 - 23.
[85] РГАЭ. Ф. 413. Оп. 4. Д. 307. Л. 138.
[86] Там же. Л. 99.
[87] РГАЭ. Ф. 4058. Оп. 1. Д. 64. Л. 1.
[88] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Д. 18. Л. 100.
[89] Народное хозяйство. 1920. № 18. С. 5.
[90] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Д. 65. Л. 229.
[91] Там же. Л. 125.
[92] Там же. Л. 173.
[93] Там же. Л. 274.
[94] Там же. Л. 156.
[95] РГАЭ. Ф. 413. Оп. 4. Д. 307. Л. 178.
[96] Шмуккер М.М. Указ соч. С. 293.
[97] Там же.
[98] Внешняя торговля и народное хозяйство России. С. 68 - 69.
[99] РГАСПИ. Ф. 19. Оп. 1. Д. 529. Л. 2.
[100] Соломон – торговый агент в Эстонии.
[101] РГАЭ. Ф. 413. Оп. 4. Д. 307. Л. 4.
[102] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Д. 18а. Л. 10.
[103] Там же. Л. 11.
[104] Там же. Л. 20.
[105] Там же. Л. 18.
[106] Там же. Л. 26.
[107] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Д. 106. Л. 18.
[108] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Д. 18а. Л. 21.
[109] Там же. Л. 22.
[110] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Д. 31. Л. 25.
[111] Там же. Л. 32об.
[112] РГАЭ. Ф. 413. Оп. 4. Д. 301. Л. 330.
[113] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Д. 21. Л. 112.
[114] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Д. 18. Л. 17.
[115] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Д. 18а. Л. 13.
[116] Там же. Л. 8.
[117] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Д. 18а. Л. 29.
[118] РГАЭ. Ф. 4038. Оп. 1. Предисловие. Л. 4.
[119] РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 60. Д. 9. Л. 47.
[120] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 54. С. 669.
[121] РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 28. Д. 5. Л. 130.
[122] Ловцов Л.В. Из истории борьбы
Коммунистической партии за создание отечественного тепловозостроения //
Страницы великого пути: Из истории борьбы КПСС за победу Коммунизма.
Часть III. М., 1970. С. 111 - 127.
[123] Якобсон П.В. Тепловоз. М.; Л., 1932. С. 11.
[124] Ловцов Л.В. Указ. соч. С. 130 - 131.
[125] Народное хозяйство СССР в 1958 году. М., 1959. С. 553.
[126] РЖМ – русская железнодорожная миссия.
Все горячие новости на nashmir.kz!
|