Власти автономной Каталонии
ограничили строительство мечетей и рассматривают закон о запрете ношения
никаба. Согласно опросам общественного мнения, большинство испанцев
настороженно относятся к иммигрантам-мусульманам.
Парламент Каталонии, автономной области на северо-востоке Испании,
где проживает почти 400 тысяч мусульман, принял решение регламентировать
деятельность уже существующих 214 мечетей и ограничить строительство
новых. Одновременно рассматривается вопрос о запрете ношения паранджи и
никаба в общественных местах, в том числе на улице. Эти меры, по мнению
наблюдателей, отражают настороженное отношение коренного населения, в
основном католиков, к иммигрантам из арабских и африканских стран.
Новых мечетей в Каталонии будут меньше
Существовавшее ранее положение, согласно которому мэры городов и
поселков были обязаны удовлетворять все просьбы о строительстве новых
мечетей, в Каталонии отменено. Отныне решение вопроса зависит от мэрии,
которая должна учитывать не только желание мусульман, но и мнение
коренных жителей. Одновременно всем мечетям предписывается соблюдать
тишину, что исключает использование минаретов для призывов муэдзинов.
Кроме того, "новые исламские культовые здания должны строиться в
местных архитектурных традициях", полагают народные избранники в
Каталонии. Это положение позволило на днях мэрии каталонского поселка
Торроэлья забраковать проект мечети, поскольку она "может нарушить
своеобразие архитектурного ансамбля" поселка. Что касается паранджи и
никаба, то их ношение уже запрещено в 15 населенных пунктах Каталонии.
Готовящийся закон распространит этот запрет на всю территорию автономии -
по "соображениям безопасности". Ведь, как отмечается, "паранджой могут
воспользоваться террористы-смертники для проникновения в общественные
места и организации взрывов".
Причины недоверия
Хема Мартин Муньос, руководитель Центра арабских исследований в
Мадриде сетует, что после взрывов 11 сентября 2001 года в США, терактов в
Мадриде и Лондоне у испанцев возникло "предвзятое представление о
мусульманах как о потенциальных террористах". Это, по ее мнению, и
определяет недоверие населения к иммигрантам-мусульманам. Мартин Муньос
обвиняет в искусственном раздувании антиисламских настроений одну
ультраправую испанскую партию, которая требует закрыть границы, опасаясь
"исламизации" страны.
Известный историк и публицист Сесар Видаль полагает, что
настороженное отношение 52 процентов испанцев, согласно статистике, к
иммигрантам-мусульманам объясняется не предрассудками или влиянием
какой-либо пропаганды, а вполне объективными причинами. Ведь к угрозе
новых терактов, которая, по мнению экспертов, является вполне реальной,
прибавляются, например, курсирующие в интернете выступления деятелей
"Аль-Каиды" о "необходимости вернуть Испанию в лоно ислама".
Негативно влияют на общественное мнение, по мнению Видаля, и
регулярные сообщения о нахождении в Испании групп международных
террористов, готовящих взрывы, вербующих молодежь или собирающих
средства для всемирного джихада. Кроме того, считает Видаль, большинство
мусульман не желает интегрироваться в испанское общество и сохраняет
свои традиции, часть которых, к примеру, многоженство противоречит
законам Испании. Возмущение местной общественности недавно вызвало,
например, издание книги имама одной из мечетей в Андалусии, в которой он
поучает, в каких случаях мусульманин должен "охаживать" плеткой жену.
Виктор Черецкий