Газета "Наш Мир" br>
Используя организаторские навыки, доведённые до совершенства в
течение десятилетий запрещённой оппозиции, исламисты создают себе место в
ливийской послевоенной политике быстрее, чем другие бывшие диссиденты,
готовясь к будущему плюрализму, на который они надеются.
Представители исламистов приобрели известность, жалуясь на арабских
спутниковых телеканалах, что давние сторонники исламского правления по
большей части исключены из временного правительства этой
североафриканской страны и из его официальных СМИ.
Они говорят, что неизбранное временное правительство Ливии, известное
как Национальный переходный совет (НПС), держит исламские группы на
расстоянии и господствует на политической арене, чтобы угодить западным
державам, обеспокоенным по поводу воинствующего ислама после свержения
Муаммара Каддафи, который открыто выступал против исламизма.
"Ливийский народ находился в подполье. Ни у одного ливийца не было
возможности высказаться. Теперь мы видим, как пришёл НПС и переключил
всё внимание на себя", - сказал "Рейтер" Мохамед Абдель Малек,
должностное лицо высокого ранга ливийских "Братьев-мусульман", основной
исламистской организации страны.
Искусность, с которой исламисты используют международные СМИ, чтобы
привлечь к себе часть внимания, в котором, как они утверждают, им
отказывают дома, не является неожиданной, говорят аналитики.
Падение Каддафи и исчезновение его тайной полиции сделали возможным
проявление затаённой политической энергии, которая долгое время
подавлялась в течение 42 лет сумасбродства Каддафи, как это называют
исламисты - теперь у активистов есть свобода, чтобы усиленно работать
над распространением их взглядов, говорят они.
Вдали от газетных заголовков закулисная работа по формированию
альянсов, обсуждению программных документов и приоритетов и по обучению
искусству написания пресс-релизов ускорилась, говорят исламистские
активисты, торопясь по пути с одной встречи на другую в гостиницах
Триполи.
Другие светские партии, не входящие во временное правительство, судя
по всему, обладают меньшими навыками в этом политическом искусстве, так
как Каддафи запретил и политические партии, и выборы, и поэтому есть
нехватка опыта, говорят ливийцы.
Финансирование исламистов и их популярность в центре внимания
Многоречивые жалобы исламистов не являются указанием на то, что
Ливия, наводнённая оружием, обречена испытать на себе опасную
идеологическую борьбу между сторонниками светского режима и исламистами,
говорят аналитики.
Многие ливийцы теперь владеют мощными автоматическими винтовками или
короткоствольным оружием благодаря хаосу конфликта, и пока что не
принято никакой официальной программы по разоружению в период после
конфликта.
Станут ли политические партии, включая исламистов, охотно
сотрудничать, когда в будущем правительство потребует разоружения
общества - включая членов политических партий, имеющих оружие - пока
неясно.
Большинство исламистских групп осторожно заявляют, что они хотят
"светское государство" с демократией - такие выражения делаются с тем,
чтобы не настроить против себя сторонников светской власти, которые
хотят, чтобы религия была отделена от государства.
В интервью "Рейтер" известный исламист, военный командир Триполи
Абдель Хаким Бельхадж назвал свержение Каддафи "народной революцией",
избегая какой-либо религиозной терминологии.
В любом случае такие факторы как регионализм и родовая принадлежность
в ливийской политике выглядят не менее серьёзными угрозами.
Однако приобретение исламистами известности вызывает желание узнать
степень их популярности и их источники финансирования, и фокусирует
западные умы на связанных с этим вопросах безопасности - как защитить
Ливию от насильственой антизападной разновидности исламизма.
Малек, представитель "Братьев-мусульман", отвечающий за связи с
Западом, дал понять в одном интервью, что лидеры НПС были высокомерны в
отношениях с его коллегами и забыли, что они являются лишь временной
администрацией, ожидающей демократических выборов.
"Исламисты, либералы, социалисты, кто угодно, если они ливийцы, все
имеют право действовать ради будущего Ливии посредством демократического
процесса. Но они стараются не подпускать нас. Они используют политику
исключения точно так же, как Каддафи", - сказал он.
"Мы бы хотели встретиться с ними и с любыми другими людьми и
попытаться разработать программу, в которой мы все могли бы участвовать,
но в атмосфере демократии и вовлечения".
Когда его попросили привести пример того, как НПС превышает свои
полномочия, Малек отметил, что фактический президент, председатель НПС
Мустафа Абдель Джалиль заявил в своей речи в Триполи в этом месяце, что
исламские законы шариата должны стать основой законодательства в Ливии
после Каддафи.
"Я всецело с ним согласен. Для меня нет ничего дороже, чем увидеть
введение законов шариата в Ливии", - сказал Малек, добавив, что он
уважает Джалиля и считает того честным и искренним человеком.
Но, сказал он, "Даже хотя я с ним согласен, я думаю, что не ему
делать такие заявления. Я думаю, что ему следовало сказать, что он бы
хотел, чтобы были введены законы шариата.
"Почему я этого хочу, потому что я не хочу, чтобы кто-то пришёл и
сказал, что нам навязали законы шариата. Я думаю, что это должен решить
сам народ".
Вытеснение исламистов
НПС не предоставило каких-либо комментариев. Но его представители
отреагировали ранее на подобную критику, заявив, что теперь, когда
Каддафи ушёл, у ливийцев есть право высказывать своё мнение.
Нетрудно понять раздражение исламистов.
Каддафи называл исламистов "еретиками" и энергично работал над тем,
чтобы заставить их замолчать. Сотни, если не тысячи, были брошены в
тюрьму, и неизвестное их число были казнены.
В 1987 году Каддафи позволил государственному телевидению показать
повешение шести предполагаемых исламистов перед толпой на спортивном
стадионе.
В то же самое время, говорят ливийцы, Каддафи возмутил многих своих сограждан тем, что маскировал свою политику религиозностью.
В 1976 году Мохамед Хасан, к которому благоволил Каддафи, написал
песню, в которой назвал Каддафи "посланником арабской пустыни", проведя
параллель между ним и пророком Мохамедом, согласно статье 1996 г. в
Middle East Quarterly ливийского историка и оппозиционного активиста
Мохамеда эль Джахми.
В 1970 году Каддафи основал ливийское Общество исламского призыва
(Jam`iyat ad-Da`wa al-Islamiya), деятельность этой организации была
направлена на обращение в свою веру людей в Африке и других местах.
В конце 1970-х эта группа была поставлена под надзор ливийской
Организации внешней безопасности, внешней разведки Каддафи, где её роль
была расширена до подрывной деятельности и пропаганды, написал Эль
Джахми.
В 1980-е и 1990-е годы ряд исламистских групп пытались, но не смогли свергнуть Каддафи.
Во время войны в 2011 году, которая устранила, наконец, этого
авторитарного лидера, бойцы-исламисты воевали в партизанских группах,
которые сыграли важную роль в захвате Триполи и других крупных городов.
Моральные основания для вовлечения исламистов
Эта история даёт ливийским исламистам серьёзные моральные основания в
пользу их включения в процесс формирования политического ландшафта
после Каддафи, говорят исламистские активисты.
"Исламисты будут очень важным фактором в Ливии после Каддафи, так как
у них есть поддержка на местах и длительная история выступления против
старого режима", - сказал Омар Ашур, преподаватель по североафриканской
политике в университете Экзетера в Британии.
Он сказал, что "Братья-мусульмане", которые активно присутствовали в
Ливии как минимум с 1950-х, и ливийцы, связанные с теперь уже
несуществующим "Движением исламских мучеников" из Бенгази и с ведущей
семьёй в его руководстве - эль-Хами, сохранили уважение и влияние.
Малек сказал, что с самого начала существования НПС в феврале и марте
совет "исключил "Братьев-мусульман", хотя члены "Братства" входили в
каждый местный совет крупных городов Ливии".
Мохамед Салем аль-Омаиш, со-основатель движения "17 февраля", которое
помогло разжечь восстание против Каддафи, являющийся также активистом
дочернего движения "аль-Этилаф" в Триполи, сказал, что НПС следует быть
"включающим других" и воздерживаться от того, чтобы предписывать своим
официальным СМИ, что они должны печатать.
Члены движения "17 февраля" критиковали присутствие в НПС сторонников
светской власти и технократов и бывших чиновников Каддафи, заявляя, что
они являются ливийской "старой гвардией".
Малек, представляющий "Братьев-мусульман", сказал, что "у нас ведутся
дискуссии в данный момент о том, как нам конкурировать в будущем".
Движение может стать политической партией или может создать дочернюю
партию отдельно от движения, сказал он. Но он также сказал, что важно
отметить, что "Братья-мусульмане" в течение многих лет проводили
внутренние демократические выборы.
"Я считаю, что мы являемся крупнейшей организованной группой в Ливии.
Но мы не очень большие (по количеству членов). У нас нет широкого числа
сторонников среди ливийского народа, не являющихся членами движения". Все горячие новости на nashmir.kz!
|