Газета "Наш Мир" br>
Невеста в белом платье
улыбается из-под фаты, жених готовится разбить традиционный стакан в
память о разрушении Иерусалимского храма, седовласый раввин читает
благословения молодой паре, вступающей в брак.
Эта картина
израильской свадьбы была бы вполне обыденной, если бы не один
существенный нюанс: жених - гей, а невеста - лесбиянка, и единственная
цель их брака - это рождение детей.
Заключив брак, они смогут
сохранить лицо в ортодоксальной еврейской общине, возможно, даже
сохранить свою тайну, произвести на свет потомство и выполнить заповедь
"плодитесь и размножайтесь", которую религиозные евреи считают
основополагающей.
Отношения между сексуальными меньшинствами и
религиозным истеблишментом - один из самых острых вопросов практически
для всех монотеистических религий. И в христианстве, и в исламе, и в
иудаизме гомосексуализм считался грехом и нередко карался смертной
казнью.
На сегодняшний день, хотя светские либеральные круги во
многих странах настаивают на узаконивании однополых браков,
священнослужители в церквях, мечетях и синагогах по-прежнему критически
относятся к этому явлению. Однако постепенно даже самые ортодоксальные
общины начинают искать альтернативные решения этого противоречивого
вопроса.
Сексуальная революция стучится в дверь раввината
Несколько влиятельных израильских раввинов - Хаим Друкман, Эльяким
Леванон и Яаков Ариэль - сенсационно заявили о своей поддержке
ассоциации "Анахну", цель которой - знакомство и оказание дальнейшей
помощи геям и лесбиянкам с твердыми религиозными убеждениями, желающим
создать семью друг с другом.
Основатель этого проекта, раввин
Арэле Харэль считает, что это самое подходящее решение для тех, кто
хочет остаться частью религиозной общины, соблюдать заповеди Торы и
растить детей.
К настоящему моменту Харэль познакомил 11 таких
пар. Он создал ассоциацию "Анахну", чтобы помочь одиноким людям найти
взаимопонимание, поддержку, и, возможно, свою вторую половинку.
Важно подчеркнуть, что речь идет о религиозном браке, признаваемом
израильским раввинатом, что крайне важно для правоверных иудеев.
Соломоново решение под огнем критики
Еще лет 15-20 назад публичная дискуссия на тему сексуальных меньшинств была бы невозможной внутри этого крыла иудаизма.
Гомосексуализм как явление отвергается и осуждается ортодоксальными
евреями, и поэтому геи и лесбиянки стояли перед тяжелым выбором: либо
молча страдать, вечно скрывая свою тайну, либо покинуть общину и уйти в
светское общество.
Такие крайности приводили людей к отчаянию,
иногда к депрессии, либо даже к самоубийству, рассказывает Анна
Талисман, социальный работник в тель-авивском гей-центре "Мерказ
а-Геэ".
"Так же как невозможно заставить кого-то верить во
что-либо насильно, нельзя заставить человека отказаться от своей веры.
Так же разрыв с общиной - с семьей, с друзьями, с родственниками -
проходит очень тяжело", - рассказывает Талисман.
В последние
годы, во многом благодаря информационной и медийной революции,
национально-религиозный лагерь, так называемые "вязаные кипы", стал
более открытым и готовым к обсуждению многих животрепещущих вопросов, в
том числе и о семейных перспективах ортодоксальных геев и лесбиянок.
В СМИ начали появляться интервью с религиозными девушками и юношами,
которые откровенно беседовали о своей дилемме и непростом жизненном
выборе. Когда герой популярного израильского телевизионного сериала
"Сругим", религиозный юноша, признался своей возлюбленной в том, что он
гей и поэтому никогда не сможет на ней жениться, немало зрителей - и
светских, и религиозных - смахнули непрошеную слезу, а после бурно
обсуждали "горячую" сцену.
Компромисс с законом
И все же необычный проект раввина Арэле Харэля, который предлагает
компромиссный вариант "для тех, кто на 100% уверен в своей
нетрадиционной ориентации", сразу оказался в центре острой дискуссии о
его целесообразности и соответствии еврейским законам.
Противников и критиков нашлось немало: ультраортодоксальный лагерь
изначально отказывался обсуждать какие-либо варианты, кроме психотерапии
и попытки "изменить" людей гомосексуальной ориентации.
Правда, и на веб-страничке ассоциации "Анахну" написано, что проект
предназначен только для тех, кто уже попытался "измениться". Это условие
вызывает недоумение у многих представителей ЛГБТ-общины, многие из
которых убеждены, что теории о возможности изменения сексуальной
ориентации и так называемая "исправительная психотерапия" основаны на
религиозных догмах, а не на научных положениях, и поэтому
несостоятельны.
"Я знакома с многими верующими геями и
лесбиянками. Они считают, что решение, предложенное равом Харэлем, не
решает их проблему, поскольку вынуждает их продолжать прятаться от
общества и от самих себя. Однако, хорошо, что эта тема уже обсуждается
на таком уровне. Община начинает осознавать, что эти люди нуждаются в
решении, хоть пока настоящего решения на горизонте и не видно", -
говорит Анна Талисман.
Рав Арэле Харэль осознает, какую бурю эмоций вызывает его детище, но отказываться от него не собирается.
"Я знаю, что многие меня называют раввином геев, но я всего лишь
пытаюсь помочь своим братьям. В религиозном обществе брак и создание
семьи, рождение детей являются основными вехами человеческой жизни, и
наша ассоциация дает надежду тем, кому и так приходится нелегко", -
утверждает Харэль.
Не только геи и лесбиянки
В соответствии с законами государства Израиль, вопросы бракосочетания и
развода евреев находятся в монопольном ведении ортодоксального
раввината.
Израильский закон гласит: "Брак и развод евреев в
Израиле производятся по закону Торы и находятся в ведении специального
судопроизводства раввинатских судов".
Монополия, данная
раввинату в вопросах браков и разводов, приводит к положению, когда
граждане, желающие заключить гражданский или религиозный, но не
ортодоксальный брак (реформистский или консервативный), не могут этого
сделать, так как это не разрешено законом.
Это приводит к
тому, что множество категорий людей в Израиле не могут заключить брак
по месту жительства. Среди них - смешанные пары, которые принадлежат к
разным религиозным конфессиям, и те, чье еврейство не было признано
раввинатом, и, разумеется, однополые пары.
"Отказники" могут зарегистрировать свой брак в иностранном консульстве или в другой стране и затем подтвердить его в МВД.
В 2006 году Верховный суд Израиля постановил, что заключенные за
рубежом однополые браки и гражданские партнерства имеют силу и на
территории Израиля.
Ксения СВЕТЛОВА Все горячие новости на nashmir.kz!
|