Газета "Наш Мир" br>
2 сентября 2011 г. новый
премьер-министр Японии Ёсихико Нода сформировал свой кабинет министров.
Эксперты характеризуют нынешнего главу японского правительства как
политика, не имеющего опыта в международных делах. Занимая пост министра
финансов в кабинете Наото Кана, Нода основное внимание уделял
внутриполитическим вопросам. Тем не менее некоторые его взгляды на
внешнюю политику и оборону страны нашли отражение в опубликованной в
июле 2009 г. книге «Враг демократии».
В целом по данным направлениям Нода демонстрирует консервативную
позицию, во многом схожую с позицией прежнего премьер-министра. В
частности, основой курса японского руководства в оборонной и
внешнеполитической сферах остаются укрепление военно-политического союза
с США, продолжение участия подразделений японских Сил самообороны в
международных гуманитарных акциях под эгидой ООН, проведение
антипиратской операции в Аденском заливе (в рамках которой 1 июня 2011
г. в Джибути была открыта первая со времен Второй мировой войны
зарубежная база Сил самообороны).
Как отмечают японские аналитики, состав нового правительства оказался
достаточно компромиссным. Кроме того, сразу после формирования кабинета
Ноды в отношении некоторых министров стали высказываться обвинения в их
непрофессионализме. Прежде всего это касалось главы оборонного
ведомства Ясуо Итикавы, который в ходе своей первой пресс-конференции
признался журналистам, что считает себя «дилетантом в сфере
безопасности». Его единственным опытом в такого рода деятельности
являлась работа в профильных парламентских комитетах, занимающихся
вопросами «северных территорий», Окинавы, проведения реконструкции в
Ираке, предоставления ему гуманитарной помощи, а также борьбы с
терроризмом. Итикава связывает свое назначение на данный пост с
усилением гражданского контроля над японскими Силами самообороны. Однако
он, как представляется, скорее, будет проводником взглядов
премьер-министра и отдельных фракций в правящей Демократической партии
Японии, чем самостоятельно определять оборонную политику страны.
Конкретнее задачи японского руководства в области обороны на
ближайшую перспективу обозначил нынешний председатель комитета по
политическим делам Демократической партии Сэйдзи Маэхара в своей речи в
Вашингтоне 7 сентября 2011 г. В частности, он отметил необходимость
ослабления жёстких ограничений на применение оружия Силами самообороны в
ходе зарубежных операций и снятия запрета на экспорт японского
вооружения. Тем не менее эти тезисы нельзя назвать новаторскими. Идея
отмены эмбарго на продажу вооружения неоднократно высказывалась и ранее в
политических кругах Японии, в том числе как мера по подъему экономики
страны. Но диалог по данному вопросу проводится очень осторожно,
поскольку пацифистски настроенные японские политики и общественность
отрицательно относятся к подобным идеям. К тому же они не получили
отражения в «Основных направлениях программы национальной
безопасности-2011» - документе, определяющем оборонную политику Японии
на период от 5 до 10 лет.
В своих выступлениях и Нода, и Итикава во многом повторяют положения этого документа, главными из которых являются следующие: 1.
Япония определяет в качестве целей оборонной политики предотвращение и
противодействие угрозе внешней агрессии, поддержание международного мира
и стабильности. 2. Достижение этих целей осуществляется Японией как
путем самостоятельных усилий, так и через взаимодействие с США и другими
союзниками, а также с использованием многонациональных механизмов
сотрудничества. 3. Японская политика продолжает носить исключительно
оборонительный характер и строиться на основе трех безъядерных
принципов (не владеть ядерным оружием, не производить и не ввозить его
на территорию страны). 4. Япония планирует активизировать свое участие в международном сотрудничестве по поддержанию мира. 5.
В целях противодействия ядерной угрозе Япония будет вносить свой вклад в
усилия мирового сообщества, направленные на нераспространение и
разоружение, в том числе в тесном взаимодействии с США.
При этом премьер-министр и министр обороны делают акцент на следующих
положениях программы: укрепление союза с Соединенными Штатами;
построение доверительных отношений с Китаем и Россией; создание
«динамичных Сил самообороны» (взамен концепции «базовых Сил»), которые
должны увеличить защитный потенциал Японии за счет повышения мобильности
и маневренности, использования самого современного вооружения и
оборудования; более активное и эффективное участие в международном
сотрудничестве по поддержанию мира (среди новых инициатив можно отметить
возможную отправку подразделений Сил самообороны с гуманитарной миссией
в Южный Судан).
Во время первой официальной встречи Ё. Ноды и Б. Обамы, которая
прошла 21 сентября 2011 г. в рамках 66-й сессии Генеральной Ассамблеи
ООН, японский премьер-министр еще раз подчеркнул, что союз с США
является одним из основных направлений политики нового правительства.
При этом в настоящее время акцент делается на поддержании безопасности
Японии и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом, переговорах по
денуклеаризации Корейского полуострова, а также на наболевшем для обеих
стран вопросе, связанном с передислокацией части американского воинского
контингента на Окинаве (речь идет о перемещении авиабазы Футэмма на
менее населенные территории острова по соглашению 2006 г.) и
взаимодействии двух государств в зарубежных операциях. На октябрь 2011
г. запланировано участие японских Сил самообороны в совместных учениях с
ВМС Соединенных Штатов и Великобритании по тралению мин в Персидском
заливе.
На китайском и российском направлениях японские политики считают
необходимым проводить курс на повышение доверия и прозрачности оборонных
программ. Причем в первую очередь это касается Китая. Именно
обеспокоенностью японской стороны наращиванием военной мощи КНР
обусловлено большее внимание к обороне южных границ Японии, о чем можно
судить по содержанию «Основных направлений программы национальной
безопасности-2011» и «Структурной реформы оборонных возможностей».
Частично это вызвано и сохраняющейся напряженностью на Корейском
полуострове, что японские эксперты относят к факторам, представляющим
угрозу безопасности своей страны.
Таким образом, новое японское правительство продолжает выстраивать
политику в сфере обороны, балансируя между двумя подходами к
позиционированию страны на мировой арене. Первый ориентирован на
«нормализацию» государства и предполагает создание полноценных
вооруженных сил, пересмотр 9 статьи Конституции (по которой японский
народ отказывается от создания вооруженных сил, других средств войны,
права на ведение войны), повышение роли Японии в обеспечении
региональной и глобальной безопасности. Второй подход базируется на
пацифистских традициях мирной направленности японской оборонной
политики, призванной противодействовать внешним угрозам, в том числе при
активном взаимодействии с США. Все горячие новости на nashmir.kz!
|