Газета "Наш Мир" br> Мюнхен - Если в ходе острой конкуренции между участниками торгов
непосредственно перед финальным ударом молотка появляется новое
предложение, то выбор такого момента всегда говорит об определенном
намерении – речь идет о том, чтобы основательно запутать позиции
конкурентов. Именно это и происходит сейчас в игре в покер, где ставкой
является каспийский газ. За несколько дней до 1 октября, когда строители
трубопроводов должны будут представить свои предложения по поводу
азербайджанского газа, многонациональный нефтяной концерн BP объявил о
том, что он тоже хочет принять в этом участие. В Лондоне было заявлено,
что компания PB в состоянии построить трубопровод для того, чтобы
транспортировать природный газ из Каспийского региона в Европу.
Компания
BP пытается принизить значение обнародованных планов. «Это просто
предложение, и поэтому пока не ясно, будем ли мы вообще укладывать
трубы», - заявил официальный представитель лондонской штаб-квартиры BP.
Тем не менее это предложение мало кого порадовало из числа участвующих
игроков. Уже сейчас существует запутанное множество планов строительства
трубопроводов, потенциальные операторы которых ведут борьбу за один и
тот же газ. К тому же компания BP имеет решающее преимущество в этом
соревновании – она участвует в консорциуме Socar, который разрабатывает
азербайджанское месторождение Шах-Дениз 2. Именно там добываются тот
газ, который предполагается по трубопроводам перекачивать в Европу.
Европа,
помимо газа из Северного моря и с Ближнего Востока, имеет два крупных
источника: это Россия, которая уже покрывает треть европейской
потребности, а в некоторых странах вообще является главным поставщиком, и
Каспийский регион. Для того, чтобы снизить зависимость от Москвы,
Европейский Союз уже давно пытается добиться расположения таких
производителей природного газа как Азербайджан и Туркмения. Цель состоит
в том, чтобы создать южно-европейский коридор, который будет проходить
от Каспия через Турцию в Южную Европу.
За каспийский газ в
настоящее время ведут борьбу несколько проектов. Самым известным среди
них является Nabucco, имеющий сильную поддержку со стороны Еврокомиссии.
Его протяженность составляет 3900 километров, и он должен быть построен
к 2017 году. В созданный для этих целей консорциум входят, в
частности, энергетический концерн RWE и австрийский конкурент OMV.
Преимущества Nabucco: по этому трубопроводу можно будет транспортировать
30 миллиардов кубометров природного газа в год, и поэтому, помимо
азербайджанского, в трубу планируется закачивать еще и иракский газ. При
этом речь идет о совершенно новом трубопроводе, который во многом будет
функционировать независимо от страны-транзитера Турции.
В
преимуществах Nabucco одновременно скрываются и его недостатки.
Поскольку нужно будет построить новый трубопровод длинной в почти 4000
километров, то и цена его будет высокой. По мнению экспертов, она
составит 15 миллиардов евро. Специалисты также полагают, что могут
возникнуть сложности с его наполнением. Пока Азербайджан обещает
поставлять в Европейский Союз только 10 миллиардов кубометров природного
газа.
В отличие от Nabucco, его конкуренты – Trans Adriatic
Pipeline (TAP) и трубопровод Italy Turkey Greece Interconnector (ITGI) –
связаны с турецкой газотранспортной системой. Поэтому они существенно
дешевле. Это относится также и к проекту компании BP, который
предполагает использование уже существующих магистралей или расширенные
турецких трубопроводов, тогда как на Западе он пройдет во многом
параллельно с Nabucco. Поскольку перечисленные проекты конкурируют между
собой, Еврокомиссия обратилась к странам, участвующим в них, с призывом
о том, чтобы они попытались сблизить свои позиции. Еврокомиссар по
энергетике Гюнтер Эттингер (Guenther Oettinger) в начале сентября
представил стратегию Евросоюза, а также – что особенно важно – планы
кооперации между проектами Nabucco, ITGI и TAP. Однако пока остается
открытым вопрос о том, будут ли эти планы реализованы.
Конкуренция
усиливается, поскольку существуют еще два проекта. Согласно проекту
AGRI (Aserbaidschan-Georgien-Rumaenien-Interconnector), азербайджанский
газ пройдет через Грузию, а затем в сжиженном виде по Черному морю он
будет доставляться в Румынию. Не последнее место в борьбе за
южно-европейский коридор занимает Россия. В середине сентября с большой
помпой и в присутствии премьер-министра Владимира Путина было подписано
соглашение о строительстве трубопровода «Южный поток». В число партнеров
этого проекта входит компания Wintershall – дочернее предприятие
концерна BASF. Руководит консорциумом Газпром, и по своим масштабам и
затратам это такой же амбициозный проект, как и Nabucco.
Если
«Южному потоку» в результате торгов достанется азербайджанский газ, то
Москва будет иметь прямой выход на европейский газовый рынок не только
через недавно открытый балтийский трубопровод «Северный поток», но и по
южному маршруту. И Европа в таком случае по-прежнему будет находиться в
зависимости от России. Учитывая большое количество конкурирующих
проектов, такой вариант вряд ли можно назвать неожиданным.
У проекта Nabucco слишком много нянек, заявил на этой неделе в интервью австрийской газете WirtschaftsBlatt министр энергетики (так в тексте – прим. перев.)
Польши Вальдемар Павляк. В конечном итоге победителем в этой борьбе
опять может оказаться запоздалый участник торгов – компания BP.
|