Газета "Наш Мир" br>
С приближением октября долговые
рынки Европы начинают испытывать мощнейшее давление со стороны
продавцов. Новостные агентства «бомбардируют» информационное поле
сериями репортажей об обновлении рекорда доходности облигаций проблемных
стран или о очередном провале размещения долговых бумаг. Все это
происходит на фоне старта беспрецедентной по своим размерам программы
ЕЦБ по обводнению рынков ликвидностью через выкуп облигаций проблемных
стран (за 5 недель было выкуплено более 70 млрд евробондов).
Постепенно приходит осознание того, что мощная экономика Германии не
сможет вытянуть Европу даже при искреннем желании спасти еврозону. Но и
желания-то уже давно нет, ведь трудно объяснить немецкому рабочему, что
из его кармана формируется фонд для оплаты премий греческих водителей
автобусов. Как бы парадоксально это ситуация не выглядела, но
микроуровень - это лишь частная проекция проблемы на макроуровене.
В этой безысходной ситуации единственный источник ликвидности,
который может помочь хоть как-то устоять Евросоюзу - это страны БРИКС,
из которых более всех подходит на эту роль Китай. В текущих условиях
бесполезно рассчитывать на кого-либо еще. США давно сидят на «игле
ликвидности», на пороге третьей программы количественной помощи
выясняется, что предыдущие программы не только не помогли, но
спровоцировали широкомасштабный рост цен на основные товары и услуги,
что в худшую сторону отразилось на материальном положении наименее
благополучных домохозяйств. Таким образом, традиционный «спаситель»
Европы оказался в не менее сложном положении.
Многие эксперты пророчат Китаю роль нового «спасителя». Уже не раз с
просьбами к Пекину о покупке государственных облигаций обращались
правительства всех проблемных стран, более известные под аббревиатурой
PIGS (Испания, Португалия, Греция, Италия). Однако руководство Китая,
будучи самым крупным кредитором США, не торопится скупать еще и
европейские «мусорные» облигации, так как манипуляции ФРС с treasuries
уже не раз становились причиной американско-китайских разногласий и
споров.
Тем не менее Китай все же «заявил» о своей готовности «протянуть руку
помощи» Европе для преодоления кризиса с помощью масштабных инвестиций.
В этом есть своя логика - европейские рынки занимают значительную долю в
структуре экспорта Китая, европейский кризис может стать причиной
значительного сокращения этой доли, а другие рынки уже и так максимально
загружены продукцией из Поднебесной.
Все это ставит крест на фантастических темпах роста и долгосрочной
стратегии развития Китая. Руководство КНР это понимает, поэтому, помимо
сохранения европейских рынков для него необходимо еще и получить более
широкий доступ к ним, причем как можно быстрее.
Китай практически исчерпал весь свой потенциал экстенсивного развития
экономики: после рекордных 10,4% экономического роста в 2010 году, в
текущем 2011-м эксперты ожидают примерно 9%, а в 2012-м - фантастические
для всего мира, но крайне низкие для Китая 6-7%. Эта негативная
тенденция уже не раз становилась причиной масштабных коррекции на
мировых рынках. Замедление является результатом инфляционных процессов и
подорожания товаров на внутрикитайском рынке, что ставит под угрозу
программу стимулирования внутреннего спроса, то есть интенсивного
развития экономики.
Увеличение инвестиционных потоков в европейскую экономику необходимо,
прежде всего, самому Китаю. В вопросах прогнозирования состояния
мировой экономики и составление адекватной стратегии руководство
коммунистический партии Китая не отстает от остального мира, и иной раз
куда более адекватно, чем другие, реагирует на внешние вызовы. Поэтому
еще в начале этого лета, когда европейский кризис еще не принял такую
острую фазу, мы могли увидеть заголовки вроде: «Китай проникает в Европу
через страны-карлики».
У «красного гиганта» есть как минимум две причины вмешаться в европейские дела: политическая и экономическая.
Начнем с первой: способом давления на Китай, как и на другие страны,
претендующие на звание регионального лидера и, тем более, лидера
мирового, является вопрос о «соблюдении прав человека». Часто именно
этот вопрос становился причиной отказа от более активного сотрудничества
в экономической сфере. КНР заинтересован в скупке облигации государств
Евросоюза, переживающих кризис, чтобы раз и навсегда закрыть эту тему.
Следующим шагом логично будет выглядеть создание лобби-центров для
блокировки любого невыгодно Пекину решения ЕС «правозащитного»
характера. Для полного контроля над обсуждением темы Китаю необходимо
иметь три центра влияния в Евросоюзе, чтобы иметь возможность
заблокировать любое единодушное решение ЕС, направленное против его
интересов.
Вторая причина - это получение полноправного доступа к экономике
Европы. В качестве ответного шага признательности за китайскую помощь
премьер-министр КНР попросил у западных партнеров, ни мало не много,
признать экономику КНР, вторую по размерам в мире, рыночной. Не стоит
тут искать символическую ценность - вопрос предельно конкретен. Подобное
признание интегрирует КНР в относительно единое правое пространство,
позволяющее адекватно защищаться от антидемпинговых судебных исков, в
изобилии поданных против китайских государственных компаний европейцами.
Кроме того, речь может встать и об отмене большинства экспортных
ограничений в отношении Китая.
Как только Евпропа (а опосредованно - США вместе с ними) примет
китайскую «руку помощи», произойдет фактическое признание Китая в
качестве глобального экономического лидера. После чего Китаю больше не
нужно инвестировать свои валютные запасы (примерно 3,2 триллиона
долларов) в американские государственные ценные бумаги.
Возможность внедрятся в американские и европейские компании через
полномасштабные инвестиции откроет Китаю множество новых горизонтов. А
вот перспективы партнеров Китая выглядят в этом случае далеко не
радужными. В Европе вслух говорят о возможности повторения ситуации с
автоконцерном Volvo, который был куплен китайскими инвесторами, а
впоследствии демонтирован и вывезен на родину новых владельцев. При этом
были проигнорированы все обещания о сохранении рабочих мест, расширения
производства и прочие, которые были даны европейцам для получения
одобрения сделки.
Сегодня же угроза нависает уже не над отдельно взятым концерном, а
над всей Европой. Конечно, пока Китаю необходимы рынки сбыта процесс
будет идти в достаточно медленном темпе. Но что будет после того, как
Поднебесная сможет нарастить объем внутреннего потребления? Ответ может
быть только один: Европу ждет превращение в экономическую периферию
Китая.
С другой стороны, Европе уже нечего терять. Самостоятельно Евросоюз,
при сохранении сегодняшних реалий и тенденций, сможет протянуть максимум
еще года два, но потом уже надо будет говорить о спасении Германии.
Поэтому в Европе выступление премьер-министра Китая, где он озвучивает
стратегию и условия помощи, вызвало немалый ажиотаж. Европейские
экономические газеты пестрили заголовками вроде «Китай идет на помощь», и
даже прагматичные инвесторы отметили это выступление ростом котировок
по всему спектру европейских бирж. Спустя несколько дней настроения в
Европе сменились - начались сомнения в том, насколько «рыночен» новый
спаситель, который, при этом, вполне способен скупить Евросоюз по частям
в том случае, если не удается договориться на общеевропейском уровне.
Китай более чем заинтересован в стабильности мировой экономики, уже
хотя бы исходя из собственных интересов, но даже за возможность «помочь»
необходимо платить и бороться. Недавнее выступление министра финансов
Бразилии Гвидо Мантега с инициативой поддержать Европу, может стать
заявкой на конкурентную борьбу, цель которой не допустить Китай к
монопольному владению Европой.
Алексей Пухаев
|