Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Евреи всего мира отмечают Новый
год по иудейскому календарю. В московской синагоге верующие зажгли
свечи и прочитали особую молитву. Сегодня торжества продолжатся: евреи
по традиции будут трубить в ритуальный рог - шофар.
5772 год настает с того момента, как увидел Бог, что это хорошо. И
тысячи харедим верных спешат к Стене Плача - могучей основе разрушенного
Титом Флавием храма, чтобы свидетельствовать - действительно, хорошо-то
как.
Успеть покаяться, попросить прощения у Творца и близких, простить и
быть прощенным, ибо занесено перо над Книгой судеб и от дел твоих в году
минувшем зависит запись по твою душу в году наступающем. И если с
заповедью "не убий" на Ближнем Востоке все еще возникают проблемы, то
заповедь "плодитесь и размножайтесь" на земле завета исполняют с
энтузиазмом. И статистическое бюро Израиля сообщает, что в отчетном 5771
году 160 тысяч младенцев увидели этот мир в стране, чье население
достигло 7 миллионов 650 тысяч человек, и где на каждую, способную к
деторождению маму, приходится уже по трое детей, что строго
соответствует галахическому толкованию священного текста.
Благословляют хлеб и вино, и, прежде чем сесть всей семьей за праздничный стол, совершают кедуш, отделяя будни от праздника.
Хозяин дома просит: да будет угодно тебе, чтобы стали мы головой, а
не хвостом. Желание похвально, ибо сам еврейский Новый год звучит, как
Рош а-шона, то есть голова года, что значит самое время навалиться на
фаршированную рыбью голову. И плоха та хозяйка, что не поставит ее в
этот день на стол.
Ресторанчик со вкусным названием "Цимес". Шипит масло, булькают
бездонные кастрюли. Рыбьих голов, что бунтарских под утро Стрелецкой
казни. Матроны и отцы семейств заказывают и покупают то, что в будничной
суете не успели приготовить сами. Страшный кишкис, сладкий кигель,
паштет, качка, утка в апельсинах и, конечно, новогодний гефелте-фиш.
Один веселый человек сказал, что суть любого израильского праздника
можно изложить в трех пунктах: первое - нас хотели уничтожить, второе - у
них ничего не вышло, третье - давайте покушаем. И вот в этом народ
книги изрядно приуспел. Так и хочется сказать: какая вкуснятина эта
самая фаршированная рыба.
Все, что готовится в этот день, обильно сдабривается то карамелью, то
фруктовым сиропом. На Новый год избегают есть горькое, да соленое.
"А сладкое едят, чтобы год был сладкий. Потому что на израильской
земле и так нам несладко. Так чтобы у нас все-таки был бы сладкий год.
Чтобы сладость проходила весь год, а не только полгода или пять
месяцев", - говорит директор ресторана Наталья Беленьки.
Изрядно подсластить наступающий год способна звенящая в карманах
наличность. И это сказывается на форме неизбежного ашкеназийского
гарнира - цимеса.
"Видите, мы нарезали на этот раз морковь кружочками, как
пятишейкелевые монеты. Кто будет есть такой цимес, не узнает в
наступившем году бедности", - показала Ривка Розенблат, владелица
ресторана.
Это уже новая традиция: христиане-евангелисты приезжают в новогоднюю
седмицу в Иерусалим просить мира святому городу. Они верят, что
возвращение избранного народа в святую землю приблизит второе
пришествие. Мира Иерусалиму - вопрос вечно актуальный. В эти дни мирно
цветут разве что гранаты в садах, под тенью которых бородатые мужи
трубят в шафар, новогодний бараний рог, прежде чем произнести шана това
уметука, что значит хорошего и сладкого года.