Газета "Наш Мир" br>
Объясните парадокс: почему
женщина - прекрасная половина человечества, умница, красавица и солнышко
лесное, севшая за руль автомобиля, сразу превращается в «обезьяну с
гранатой», «блондинку» и «почем права купила»?
Признаться, я сама чуть больше года назад пополнила ряды
автолюбителей. Езжу себе спокойно, никого не трогаю, но нет-нет, да
норовит меня подрезать какой-нибудь представитель мужского пола. Но
обидно другое - побаиваются у нас женщин на дорогах, сторонятся и
стараются объехать от греха подальше.
Предела мое тихое возмущение достигло после прочтения комментариев к
новостям на информационных порталах. Так совпало, что недавно произошло
несколько ДТП с участием женщин. Наполненные сарказмом высказывания из
разряда «ну что вы, чистая случайность», «да однозначно эта курица
светофор не заметила», «женщинам права выдавать нельзя» я сначала
парировала. Затем ударилась во все тяжкие, защищая право женщин водить. А
потом решила выяснить, как на самом деле обстоит дело с «женщинами на
дорогах» в нашем городе.
Первый делом я обратилась в областное управление ГИБДД, дабы стражи
дорожного порядка, исходя из личных наблюдений и статистики, объяснили,
что к чему.
- Делить водителей по половому признаку нельзя, все ведут себя на
дороге одинаково, - поясняет руководитель пресс-службы ведомства Виталий
Аплин. - Среди обеих категорий водителей есть и те, кто «лихачит», и
те, кто садится за руль в нетрезвом виде - это зависит от человека.
Вообще, соотношение женщин и мужчин на дорогах - один к шести. Но среди
водителей женского пола становится все больше новичков, чей водительский
стаж менее двух лет. Именно они чаще всего попадают в ДТП.
Согласно статистике областной ГИБДД, в Томске с начала года
зафиксировано 24 аварии, виноватыми в которых оказались женщины. При
этом погибли три человека, 28 были ранены. Что касается мужчин, то за
тот же период в ДТП по своей вине попали 167 мужчин, при этом 31 человек
погиб, а 205 человек пострадали.
Несмотря на эти цифры, мужчины в отношении женщин не скупятся на критику.
- Первое время неопытные водители-женщины за рулем откровенно
«тупят», - заявил Михаил, водитель с десятилетним стажем. - Наверное,
вся разница в мировосприятии. В критической ситуации, когда нужно быстро
принять решение, девушка реагирует медленно, поскольку воспринимает все
эмоционально, тогда как мужчина думает головой. И еще меня бесят
девушки в «образе»: мол, они такие классные, покачивают головой в такт
громкой музыке, а весь салон завален мягкими игрушками. Бррр!
А вот коллега Михаила по автоцеху - Константин не был столь
категоричен. Он согласился, что девушки ездят медленно и «мешаются под
ногами», но при этом не наглеют, не гоняют, толерантны и добры - в
общем, представляют собой образец европейского стиля вождения.
- Но над шутками про девушек за рулем я всегда смеюсь очень громко, -
добавляет Константин. - И когда своей девушке помогаю парковаться по 20
минут, мне тоже смешно. И когда вижу неадекватный стиль вождения
впереди едущей машины, в 80% случаев угадываю, что это женщина. А что
касается аварий с участием девушек, их много, но они небольшие, потому
что дамы не гоняют. А вообще, у нас проблема не в девушках, а в
отсутствии культуры вождения - не дай бог заглохнешь на светофоре, все
«забибикают насмерть», а самый умный еще и в окно тебе проорет матом.
Так что лучше я поеду в колонне с сотней блондинок, чем с
одним-единственным лихачом мужского пола.
Мнения девушек о собственной компетентности за рулем расходятся.
Большая часть опрошенных признались, что до мужской техники вождения им
далеко, другие напротив возмущены половой дискриминацией на дорогах.
- Я думаю, скептическое отношение мужчин к нам связано с массовым
стремлением женщин научиться водить, - говорит Наталья. - А мужчинам это
не нравится. Большинство из них придерживаются мнения, что нам следует
дома сидеть да борщи варить. Ибо до недавнего времени автомобили были
чисто мужской «фишкой», а теперь мы ее у них отбираем. Хотя лично я за
рулем не особенно страдаю от чужой грубости. Бывает, некоторые
водители-мужчины активно лезут из другого ряда: мол, что это я их на
своем «марче» не пропускаю. А бывают и такие, что наоборот пропускают
вперед и улыбаются.
Можно до бесконечности выяснять, кто прав в этом нелегком споре.
Однако все можно объяснить с научной точки зрения: мужчины и женщины
просто управляют автомобилем по-разному, это заложено на гендерном
уровне, и нельзя сказать, что кому-то это удается хуже, а кому-то -
лучше.
- Мужчин на дороге в разы больше, и поэтому автоматически женщина за
рулем оказывается в центре внимания, - отмечает доцент кафедры
организационной психологии факультета психологии ТГУ Валерия Петрова. -
Согласно данным анализа гендерной психологии, все проблемы возникают от
того, что мужчины и в жизни-то не до конца понимают женщин, а на дороге -
тем более. Мужчина просто не способен предугадать, что женщина сделает
дальше. Он предполагает, исходя из своей логики, а женщины ведут себя
иначе, поэтому на дороге часто происходят ДТП с участием женщин. Стиль
вождения у мужчин и женщин действительно разный: женщины более
аккуратные, осторожные, но зато более эмоциональные. А мужчины больше
склонны к риску, «лихачат» на дороге, им свойственно соревноваться друг с
другом.
Так что неизвестно, кто из нас за рулем представляет более опасный
элемент для общества - все мы разные и водим по-своему. Засим предлагаю
отойти от стереотипов про «обезьян с гранатами» и начать относиться друг
к другу внимательнее, независимо от того, за рулем вы или нет.
|