Газета "Наш Мир" br>
В октябре начинаются поставки
на рынок кофе робуста нового, рекордного в этом году урожая. Эксперты
ожидают, что после почти двукратного подорожания этого сорта за
предыдущий год, начнется снижение цен.
Крупнейшие мировые производители кофе готовы поставить на рынок
рекордный урожай робусты в новом маркетинговом году, который начинается с
октября. Это усилит падение котировок кофе на биржах, в ожидании
которого некоторые производители продуктов питания уже были вынуждены
снизить свои цены, передает агентство Bloomberg.
Робуста, второй по объемам потребления вид кофе в мире после арабики,
в основном, используется при производстве растворимого кофе. Этот вид
подорожал более чем в два раза с марта-2010 по март-2011 из-за
небольших объемов поставок. Этот виток цен внес свой вклад в глобальный
рост цен на продовольствие, поставивший в этом феврале рекорд, по
данным ООН.
Производство кофе робуста вырастет на 5,4% до 3,29 млн тонн (это
почти 55 млн 60-килограммовых стандартных мешков) в 2011–2012 годах,
согласно оценкам Минсельхоза США. Бразилия и Вьетнам, первый и второй
игроки на мировом рынке кофе, соберут самый большой урожай в истории.
Стоимость робусты на бирже NYSE Liffe в Лондоне с марта этого года
снизилась на 26%. По среднему прогнозу аналитиков Bloomberg, она
снизится еще на 5% до 1884 долларов за тонну к концу 2011 года.
Трейдеры уже закладываются на увеличение предложения робусты.
Фьючерсы на кофе этого сорта выросли к марту-2011 до трехлетних
максимумов после затянувшегося сезона дождей в Индонезии, которая
сократила поставки сразу на 12% до 7,95 млн мешков. Индонезия является
третьим по величине поставщиком кофе и, как ожидается, ее поставки
сократятся еще на 16% в этом году до 6,66 млн стандартных
60-килограммовых упаковок, но в этом году снижение будет компенсировано
лидерами — Бразилией и Вьетнамом.
«Вьетнам соберет рекордный урожай в следующем сезоне, — прогнозирует
аналитик сырьевых рынков Rabobank International Ки Флери. — Повышение
доступности [кофе] будет давить на цены, помогая компаниям, занимающимся
обжаркой кофе, и потребителям». Вьетнамский урожай, сезон сбора
которого начинается в октябре, увеличится до 19,9 млн мешков (+9,8%).
Поставки кофе робуста из Бразилии в 2011–2012 годах вырастут на 14%
до 14,5 млн мешков, по оценкам USDA. Поставки робусты из Кот-д'Ивуара,
пятого по величине производителя такого кофе, могут вырасти почти на
10% до 2,3 млн мешков. Также поставки могут нарастить Гвинея,
Мадагаскар, Лаос, Малайзия, Танзания, Того.
Цены на арабику с начала сентября также уже упали на 16% до 2,4085
доллара за фунт на нью-йоркской ICE Futures U.S.: трейдеры ждут роста
поставок и этого вида кофе. В частности, ожидается рекордный урожай в
Бразилии, по оценкам Volcafe. USDA же ожидает что Центральная Америка
поставит в этом году рекордные за последние 10 лет объемы арабики.
Новые поставки скажутся на запасах кофе в Европе, уже выросших за
этот год на 35% до 13,66 млн мешков после увеличение вьетнамского
экспорта, по данным Европейской федерации кофе. Эта цифра включает в
себя и арабику, и робусту. Запасы зеленого (необжаренного) кофе на
складах в США выросли на 19% до почти 4,74 млн мешков в этом году.
Однако ожидаемое падение цен на кофе может и не состояться, если
Вьетнамская ассоциация кофе и какао осуществит планы по созданию
резерва, чтобы избежать внутреннего дефицита, предупреждает аналитик
Macquarie Group Кона Хак. Вьетнамские экспортеры согласились в сентябре
оставить на складах 420 тысяч тонн зерен на 2011–2012 года, сообщил на
этой неделе Лыонг Ван Ту, глава отраслевой ассоциации. По прогнозу
Macquarie, кофе робуста в 2012 году будет торговаться на уровнях 1919
долларов.
Мировые поставки кофе робуста превысят спрос примерно на 4,1 млн
мешков в наступающем сезоне, по прогнозу ABN Amro Bank NV и VM Group.
Macquarie оценивает этот разрыв в 2,5 млн мешков. В прошлом
маркетинговом году дефицит оценивался в 700 тысяч мешков.
Однако в рознице падение цен на кофе может стать заметно еще не
скоро: например, крупнейший оператор кофеен в мире Starbucks уже
закупил большую часть кофе до сентября 2012 года.
Компания Kraft, которая выпускает кофе под брендом Maxwell House, с
августа уже сократила цены на некоторые продукты на 6% после
трехкратного повышения в течение 2010 года, заявляли в компании ранее.
|