Герой России генерал-майор
Тимур Апакидзе сказал как-то, что «страна мучительно долго шла к
созданию авианосцев, без которых в наше время ВМФ просто теряет смысл».
В
мае 2007 года тогдашний главком ВМФ адмирал флота Владимир Масорин
руководил совещанием представителей научно-исследовательского комплекса
военно-морского флота России, проходившем на базе ЦНИИ МО РФ г.
Санкт-Петербурга. В рамках этого совещания был поднят вопрос о
необходимости и наличии возможности постройки авианосцев для ВМФ. Особо
был подчеркнут тот факт, что наличие авианосца в составе
военно-морского флота есть «полностью обоснованная с теоретической,
научной и практической точек зрения необходимость». Через месяц Масорин
заявил, что после всесторонней глубокой и тщательной проработки
вопроса о персептивных направлениях военно-морского строительства
сделан однозначный вывод о необходимости постройки и введения в состав
флота до шести кораблей нового типа в ближайшие 20-30 лет. По его
словам это должен быть атомный авианосец водоизмещением около 50000
тонн и имеющий порядка 30 самолетов и вертолетов на борту. «Громады,
которые строят ВМС США, с базированием 100-130 самолетов строить мы не
будем, заявил адмирал. Однако вскоре место ушедшего «по возрасту»
Масорина на пост главкома ВМФ встал адмирал Владимир Высоцкий и
разговоры о новых авианосцах на некоторое время притихли в свете новой
программы закупки четырех кораблей типа «Мистраль». Это должно было
стоить России около 2 миллиардов евро.
В 2009 году вновь появлялись сведения о планах проектирования и
постройки в России нового авианосца, тогда главком ВМФ РФ заявил, что
российский флот получит морские авиакомплексы. Эти комплексы должны были
состоять из морской авиационной и космической составляющих, и призваны
были заменить собой привычные всем классические авианосцы. Позже, в
2010 в СМИ сообщалось уже о начале строительства четырех новых
авианосцев к 2020 году на средства госпрограммы вооружений. На это
министр обороны РФ ответил опровержением, его слова подтвердил вице –
премьер заявив, что программой вооружений на 2011-2020 годы
строительство подобных объектов не предусмотрено. В конце февраля 2011
года Владимир Поповкин на тот момент первый зам министра,
представлявший программу вооружений, никак не упомянул тему авианосцев.
И наконец, 29 июня 2011 г. президент Объединенной судостроительной
корпорации заявляет о том, что 2016 году корпорация приступает к
проектированию и постройке авианосца для военно-морского флота России.
По предварительным данным он будет иметь атомную силовую установку и
водоизмещение 80000 тонн. При этом он добавляет «авианосцы России нужны»
и на следующий же день заявляет, что постройка начнется 2018 году, а
закончится в 2023, не уточняя при этом ни сроков проведения, ни сроков
ввода нового корабля в состав флота. (?) В какую сумму обойдется это
стране, так же не было озвучено. Если взять для примера стоимость
американца класса «Нимиц» (около пяти миллиардов) и модернизацию
«Горшкова» для Индии без стоимости авиации для него (около 2 миллиардов
долларов), то без учета авиагруппы цифра получается довольно
внушительная.
В настоящее время в мире применяются три основные
схемы авианесущих крейсеров, в международной классификации, имеющие
следующие аббревиатуры: CATOBAR, STOBAR и STOVL.
CATOBAR (Catapult Assisted Take Off But Arrested Recovery) – самолет
взлетает с помощью катапульты а посадка осуществляется посредством
аэрофинишера. В основном такую схему применяют на авианосцах США и
Франции. Катапульта разгоняет самолет до 300 км/ч при взлетной массе до
35 тонн.
STOBAR (Short Take Off But Arrested Landing) взлет
осуществляется с укороченным разбегом при помощи трамплина, посадка
происходит как и в первом случае на аэрофинишер. Авианесущий крейсер
«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» является типичным
представителем этой схемы.
STOVL отличается от первого типа тем,
что посадка осуществляется вертикально. В эту группу входят британский
«Инвсибл», испанский «Принц Астурийский» и некоторые другие.
Какого
же типа будет новый российский авианесущий крейсер? Пока не ясно. Если
судить по предполагаемому водоизмещению, на корабле будет применена
схема с катапультами и аэрофинишерами. В этом случае в качестве основы
для постройки может послужить проект 1143.7 «Ульяновск» - атомный
авианосец, программу разработки которого начали в 1984 году, но из-за
отсутствия финансирования в 1991 году заморозили. По проекту его
водоизмещение должно было составить 74000 тонн при длине 323 м, ширине
78 м и осадке 10,7 м. На авианосце должны были базироваться 70 единиц
авиатехники, предусматривалось наличие на борту в том числе палубных
МиГ-29К и Су-33. Для взлета использовались две катапульты, трамплин, для
посадки - аэрофинишер.
Есть еще один вариант - разработка
атомного авианесущего крейсера проекта 1153 «Орел». Планируемое
водоизмещение было 65000 тонн при авиагруппе в 50 единиц. Проект был
закрыт в конце 1976 и на средства для его постройки был построен
«Адмирал Горшков», который теперь приобрели индийские ВМС.
В
настоящее время в состав Военно-морского Флота России входит авианосец
«Адмирал Кузнецов» (проект 1143.5), принадлежащий Северному флоту. На
нем базируются 12 вертолетов Ка-27 и 23 палубных Су-33. В составе ВМФ он
с 20 января 1991 года. Нормальным сроком службы до замены для кораблей
такого класса считается 50 лет. Получается - прошла уже почти половина
срока для «Адмирала Кузнецова», учитывая, сколько времени занимает
разработка и постройка военно-морской техники, давно пора подумать о его
замене.
Следует учитывать, что пока будет идти постройка
корабля, политическая и экономическая ситуация в России и в мире будет
меняться непредсказуемо, и решения, принимаемые сегодня, могут сыграть
ключевую роль завтра.
Макаров Роман