Несмотря на отсутствие общей
границы с Афганистаном, Индия является активным игроком на современной
афганской политической доске. Еще в годы гражданской войны Нью-Дели
оказывал поддержку антиталибским силам Северного Альянса, а теперь
осуществляет в стране ряд гуманитарных инициатив и бизнес-проектов. C
2001 по 2011 год Индия потратила на гуманитарные программы в Афганистане
от 1,5 до 2 миллиардов долларов. Причем половина этой суммы была
перечислена в течение последних 4 лет, что говорит об активизации
индийской внешней политики на афганском направлении.
Афганская политика Нью-Дели имеет множество разнообразных и в чем-то
противоречивых целей. С одной стороны - это участие в проекте
трубопровода ТАПИ, по которому туркменский газ должен поставляться в
страну транзитом через Афганистан и Пакистан. С другой - важной
составляющей афганской политики Индии является соперничество с тем же
Пакистаном, ведь превращение Афганистана в союзника по этой борьбе
позволило бы "окружить" Исламабад и поставить его в достаточно сложное
положение.
Важнейшим орудием индийского влияния в Исламской Республике
Афганистан (ИРА) являются, как упомянуто выше, гуманитарные проекты. Они
позволяют не только завоевывать симпатии населения и политической
элиты, но и формировать своего рода привыкание национальной экономики к
притоку этих средств. Подобная зависимость заставляет официальный Кабул
все больше учитывать интересы страны-донора даже без использования ей
прямого экономического шантажа.
В настоящий момент получение индийской помощи особенно важно для
Афганистана из-за определенных трудностей с традиционными западными
донорами. Мировой экономический кризис, острый конфликт с МВФ по вопросу
о будущем "Кабул Банка" и национальной банковской системы, наконец,
нарастающий в западных СМИ вал публикаций с критикой афганских программ
гуманитарной помощи - все это заставляет политическую элиту Афганистана
задумываться о будущем.
Индия же является наиболее стабильным афганским партнером в силу
своей кровной заинтересованности в удержании афганской стабильности,
ведь Нью-Дели в равной мере не устраивает ни реставрация в Кабуле
радикального пропакистанского режима, ни распад страны и усиление
исламских террористических группировок, которые могут стать важнейшей
угрозой индийской национальной безопасности.
Кроме того, в отличие от западных спонсоров, осуществляющих
гуманитарные проекты через длинную цепочку посредников, ведущую к
хищениям через систему "откатов" и завышенных смет, индийские компании
готовы работать в стране напрямую.
Вспомним, например, "C&C Constructions", построившую трассы
Спин-Булдак - Кандагар и Кандагар - Кабул, или "KEC International",
строителя 220 киловольтной ЛЭП Сангтуда - Пули-Хумри. Работа индийских
компаний в Афганистане высокоэффективна. Последнее время США и Индия
даже обсуждают возможность передачи индийским подрядчикам ведение ряда
американских гуманитарных проектов в стране, в том числе после вывода
иностранных контингентов из ИРА.
Индийские компании ведут в Афганистане не только строительство
дорожной и социальной инфраструктуры, но также занимаются и
инвестиционной деятельностью. Например, госкомпания "Steel Authority of
India" участвует в тендере на разработку железного месторождения
Хаджигак. По имеющимся данным, индийские компании готовы вложить в
афганскую добывающую промышленность до 6 млрд. долларов. Кроме того,
известно, что "Steel Authority" планирует открыть собственный
сталелитейный завод в Герате. Реализация этих проектов может внести
значительный вклад в афганский национальный бюджет, а также дать
стратегический толчок развитию местной промышленности.
Наконец, важной нитью, связывающей Индию и Афганистан, является
взаимная торговля. Несмотря на отсутствие общей границы, торговый оборот
весьма велик. По официальным данным, афганский экспорт в Индию составил
в 2009/10 году 125 млн. долларов (20-25% валового экспорта), импорт -
более 463 млн. (7-10% импорта).
Судя по всему, Нью-Дели и Кабул намерены сохранять самые тесные
контакты, на что указывает, в частности, недавнее продление соглашения о
долгосрочном сотрудничестве.
Однако многих явно не устраивает рост индийского влияния в
Афганистане. Посольство Индии в Кабуле дважды подвергалось крупным
террористическим атакам в 2008 и 2009 годах. Теракт 2008-го унес жизни
58 человек и нанес непоправимый урон корпусу дипломатов,
специализирующихся на афганской политике. По мнению ряда аналитиков,
после этого события кабульское посольство Индии столкнулось с острой
нехваткой персонала.
Кроме того, теракты против индийских граждан усилили панические
настроения среди бизнесменов, работающих в Афганистане. Ряд индийских
компаний сократили деятельность в стране, а некоторые представители
бизнеса и вовсе склоняются к мысли, что наступает время уходить с
афганских рынков.
Афганская сторона предпринимает меры по предотвращению подобного рода
террористических атак. В частности, накануне весеннего визита в ИРА
Манмохана Сингха УНБ сообщило о предотвращении покушения на индийского
консула в Нангархаре, которое, судя по всему, должно было подорвать
доверие Нью-Дели к официальному Кабулу. Согласно заявлению афганских
правоохранительных органов, заговор был инициирован некими "иностранными
спецслужбами", причем некоторые СМИ прямо писали о причастности к нему
пакистанской разведки.
Пакистан, действительно, не заинтересован в укреплении двустороннего
сотрудничества Афганистана и Индии, ведь ряд планируемых совместных
проектов двух стран угрожают его экономическим интересам. Речь, в
частности, идет о строительстве Индией каскада из 12 дамб на реке Кабул.
По имеющимся данным, проект включает строительные работы в
Панджшерском, Верхнекабульском и Нижнекабульском суббассейнах,
завершение которых может привести к сокращению водных ресурсов,
поступающих в Пакистан.
Проект этот весьма недешев, его стоимость составляет около 7 млрд.
долларов, однако реализация несет не только экономическую выгоду, но и
создает дополнительный рычаг для давления на Исламабад для Нью-Дели и
Кабула. Афганская сторона, в частности, может использовать угрозу его
реализации как инструмент для разрешения транзитных споров с Пакистаном,
повторяя опыт узбекистано-таджикистанских конфликтов вокруг проекта
Рогунской ГЭС.
Впрочем, прямых доказательств причастности Пакистана к антииндийскому
террору в Афганистане нет. Однако несомненно, что Исламабад
предпринимает определенные законные меры по нарушению афгано-индийского
взаимодействия. Например, затрудняет грузовое сообщение между двумя
странами, проходящее через его территорию.
Впрочем, все заблокировать невозможно, ведь индийская политика в
Афганистане ведется не только на экономической, но и на информационной
основе. Из-за проблем с развитием афганской массовой культуры в
Афганистане важную роль играет индийский художественный кинематограф,
оказывающий огромное влияние на общественное сознание. (Популярность
мексиканских сериалов в России 1990-х может служить неполной аналогией
этого явления). Афганские политики уже осознали важность этого
культурного ресурса и пытаются использовать его, например, привлекая
индийских киноактеров для участия в антинаркотических кампаниях. Однако
очевидно, что этот "культурный" ресурс может быть использован и самой
Индией, уже для управления внешнеполитическими симпатиями афганского
общества.
Вообще имидж является важным индийским козырем для борьбы с Ираном и
Пакистаном за влияние на Кабул. Ведь оба индийских соперника не
пользуются большой любовью афганцев из-за приграничных и транзитных
конфликтов, подозрений в связях с "Талибаном" и т.п. А афганская
репутация Индии в массовом сознании пока безупречна.
Однако не все так хорошо для Нью-Дели. Имея огромной потенциал,
индийские дипломаты пока не могут в полной мере реализовать его, чтобы
закрепить позиции в Афганистане. Сказывается и дефицит опытных
дипломатических кадров, о котором мы писали выше, и ошибки прошлых лет
при выстраивании отношений с Хамидом Карзаем и афганской оппозицией.
Важной проблемой считается и то, что Индии пока не удается заручиться
полной поддержкой большинства региональных игроков. Углубление
сотрудничества с США в афганском вопросе пока находится на начальной
стадии, а Россия и Китай в большей мере тяготеют к Пакистану, что
определяется его ключевой ролью в CASA-1000, ТАПИ и других
инфраструктурных проектах, поддерживаемых Москвой и Пекином.
Кроме того, участие индийских компаний в тендерах на разработку
афганских месторождений полезных ископаемых создает почву для прямого
соперничества с Китаем, представители которого также проявляются
активный интерес к этим конкурсам.
Впрочем, политика России в регионе может быть скорректирована. Не
отказываясь от взаимодействия с Пакистаном в рамках Сочинских
соглашений, Москва может попытаться изменить баланс в региональной
политике, развивая и сотрудничество с Индией. В частности, речь может
идти об участии в строительстве Кабульских дамб ряда российских
компаний.
Опыт российского сотрудничества с Ираном в афганском вопросе показал
всю опасность опоры на одного союзника, который может использовать
влияние России в собственных целях, представляясь оператором российских
интересов в Афганистане, но решая только собственные геополитические
задачи. С этой точки зрения параллельное сотрудничество с Исламабадом и
Нью-Дели, а возможно и Пекином, может быть гораздо более выигрышным и
безопасным, учитывая долгосрочные противоречия обеих сторон.
Со своей стороны Индия может также пойти на это сближение, учитывая,
что США, расширяя сотрудничество с ней в афганском вопросе, также не
спешат сокращать взаимодействие с Пакистаном. Кроме того, Москва и
Нью-Дели имеют позитивный опыт сотрудничества в военно-технической и
коммерческой сфере, и могут попытаться повторить его на афганской земле.
Никита Андреевич Мендкович