Газета "Наш Мир" br> Заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме РФ
Геннадий Гудков внес на рассмотрение российского парламента
законопроект, в соответствие с которым чиновникам могут запретить
покупать машины стоимостью выше 2 миллионов рублей.
Как заявил депутат, сейчас автомобили стоимостью 2-3 миллиона рублей
покупаются «для какого-нибудь начальника отдела». А для более высокого
начальства тратится 4-5, а то и 6 миллионов бюджетных рублей. Ежегодно,
по данным Гудкова, «любовь чиновников» к роскошным авто обходится
бюджету в 6 млрд рублей.
Парламентарий предложил внести поправки в ст.19.1 закона «О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и муниципальных нужд», установив потолок цен на
госзакупки служебных автомобилей. При этом закупки автомобилей дороже 2
млн рублей законодатель предложил осуществлять «исключительно на
основании распоряжения правительства РФ».
В интервью Русской службе «Голоса Америки» Геннадий Гудков рассказал о
том, какое будущее может иметь его законодательная инициатива.
«Есть стандартный вариант развития событий, – отметил парламентарий. –
Он заключается в том, что законопроект заволокитят – пустят по большому
бюрократическому кругу. Нестандартный вариант предполагает, что эта
информация дойдет до первых лиц государства и будет серьезно изучена. И
первых лиц может возмутить, что клерки даже на уровне муниципалитетов
позволяют себе такие же траты, какие делают структуры федерального
центра. Вот тогда могут последовать какие-то меры…».
Геннадий Гудков отметил, что предложения по ужесточению контроля за
госзакупками были подготовлены известным блогером Алексеем Навальным и
направлены им во фракции «Справедливой России» и КПРФ.
«В нашей фракции документ был доработан, – добавляет Гудков. – Мы
распространили предложение об ограничении по ценам на закупки машин не
только на бюджетополучателей, но и на госкорпорации, унитарные
предприятия, дочерние предприятия государственных структур…»
По мнению Гудкова, при выработке мер контроля бюджетных средств должен быть использован опыт зарубежного законодательства.
«У нас ведь в бюджете не расшифровывается, что входит в понятие
содержания того или иного ведомства. Поэтому оно получает некий общий
бюджет, а внутри этого бюджета решает само, куда деньги тратить», –
заявляет Гудков.
Законодатель обращает внимание, что на Западе большинство чиновников,
«за очень редким протокольным исключением», ездят на личном или на
общественном транспорте.
«В России все безобразия в этой сфере от безнаказанности. Это все
оборотная сторона медали того, что в стране почти не осталось свободных
СМИ, реальной оппозиции, механизмов контроля за властью. Все это
выхолощено»,– делает вывод депутат.
Чиновник и коррупционер – не ставьте знак равенства
Генеральный директор Гильдии российских специалистов по
государственному и муниципальному заказам Юрий Савельев считает, что
сегодня не стоит «всех поголовно чиновников» называть «коррупционерами и
взяточниками», так как в системе госзаказа работает «огромное
количество добросовестных людей».
«Система госзаказа
совершенствуется и она достаточно молода – работает всего с 2005 года.
За время пятилетней работы закона о государственных закупках, он
устарел, но законодательство будет меняться. Сейчас планируются принять
закон, который я называю полнопрофильным», – говорит Юрий Савельев.
Система
госзакупок, по мнению эксперта, должна начинаться планированием
расходов и заканчиваться госконтрактом. Это сделает процесс контроля за
бюджетными средствами более эффективным.
Всегда ли плох предвыборный популизм?
«Я
знаю, что такой проект есть, – говорит о законодательной инициативе
Гудкова Александр Малютин, главный редактор газеты «Известия»,
основатель блога zakupki-news. – В этом, конечно, существует доля
популизма перед выборами, но это не отменяет того, что проблема
существует на самом деле. Действительно, закупки чиновниками дорогих
автомобилей вызывают законное возмущение. Цены на некоторые машины
достигают 5-6 млн рублей, что не очень красиво, учитывая экономическое
положение России и россиян».
Если чиновники уж так хотят ездить
«на прекрасных немецких и японских машинах», добавляет Малютин, то
логично потребовать, «чтобы они работали так же хорошо, как немецкие и
японские чиновники».
По мнению эксперта, общественный контроль за
государственными закупками есть и какие-то вопиющие факты попадают в
прессу, однако здесь нет системы и нет законодательной базы.
В подтверждение Александр Малютин приводит примеры из личного журналистского опыта:
«У
нас были случаи, когда какие-то закупки отменялись после публикации
этих данных в блоге zakupki-news. Например, отменился тендер на закупку
Mercedes-Benz для Института прикладной астрономии РАН. Это было давно,
но это самый первый случай. Это было радостное событие, но это не
системно».
Малютин полагает, что своим законопроектом Гудков может настроить против себя коллег-депутатов и не только их.
«Здесь
нужно вернуться к тому, что скоро выборы, и Гудков зарабатывает себе
очки, – обращает внимание Малютин. – Сначала возник один скандал, потом –
второй, связанный с его правами на автомобиль. В данном случае, ничего
страшного в этом нет. На фоне своего же пиара, он поднимает настоящую
проблему».
Напомним, что 29 сентября у депутата Геннадия Гудкова,
который предпочитает ездить по служебным делам на личном автомобиле,
московская полиция забрала права за нарушение правил дорожного движения.
Сам Гудков, в комментарии нашей редакции, не стал отрицать, что правила
он действительно нарушил, однако назвал эти действия сотрудников ДПС
«показухой», которая далека от реальной работы по обеспечению
безопасности движения на столичных дорогах.
|