Газета "Наш Мир" br>
Первую в мире полностью
многоразовую ракету-носитель и такой же корабль для нее намерена
создать частная американская компания SpaceX.
В отличие
от шаттлов, которые возвращаются на крыльях, или "Союзов", которые
используют парашюты, все части нового комплекса должны приземляться на
ракетных двигателях. О необычном проекте рассказал на пресс-конференции
в Вашингтоне глава SpaceX Элон Маск.
По замыслу инженеров
компании, двухступенчатый носитель, такой как Falcon 9, будет выводить
на орбиту корабль Dragon. Последний является практически многоразовым -
в каждом рейсе пропадает только агрегатный отсек, капсула для экипажа в
нем используется повторно.
Но наиболее инновационной является
полностью многоразовая ракета. И ее первая, и ее вторая ступени должны
после завершения своего участка полета снизиться в атмосфере (при этом
вторая будет оборудована тепловым щитом) и сесть на космодроме,
затормозив только силой собственных реактивных струй. Далее эти
ракетные блоки могут быть вновь заправлены и подготовлены к очередному
старту. Аналогично в перспективе и пусковой аппарат от SpaceX должен будет приземляться на двигателях, вместо нынешних парашютов.
Многоразовая вторая ракетная ступень - вот настоящий вызов
конструкторам и инженерам. Ведь она должна развить первую космическую
скорость, а после отделения корабля или спутника снизить орбитальную
скорость, пройти плотные слои атмосферы, снова притормозить за счет
включения двигателей и сесть на четыре посадочных опоры, словно
какой-то лунный модуль.
По информации Space.com, таким
способом Маск надеется радикально снизить стоимость доступа людей в
космос, тем самым приблизив колонизацию других миров, например Марса.
SpaceX надеется отправить астронавтов на Красную планету в течение 20
лет.
Глава SpaceX объясняет, что сейчас каждый запуск ракеты
Falcon 9 стоит 50-60 миллионов долларов, из которых затраты на топливо
составляют всего 200 тысяч долларов. Так что многократное использование
всех ступеней ракеты-носителя на порядок снизило бы затраты на
выведение грузов и пилотируемых кораблей в космос.
Маск
признает, что этот план слишком сложен, и не называет никаких сроков.
"У нас есть проект на бумаге, мы проводили расчеты, делали
моделирование - это действительно работает, - говорит основатель SpaceX.
- Теперь нам нужно удостовериться, что моделирование и реальность
придут к согласию, поскольку обычно, когда этого не происходит,
реальность побеждает".
Кстати, американские власти очень
рассчитывают на прорыв частников в космос. 15 сентября сенатский
комитет по ассигнованиям одобрил выделение 500 миллионов долариву
рамках бюджетаNASA на 2012 год для проведения коммерческих космических
полетов.
Напомним, в апреле SpaceX представила самую мощную
ракету в мире, которая способна выводить на так называемую низкую
опорную орбиту (около 200 километров) до 53 тонн полезной нагрузки.
Bсе горячие новости на nashmir.kz
|