Газета "Наш Мир" br>
Давно собирался написать
несколько ласковых слов об элитных школах. О разных
физико-математических и тому подобных: о школах, которые их седые
титулованные выпускники часто предлагают использовать в качестве образца
для других жалких общеобразовательных школ.
Лично я считаю, что для нашей системы образования в целом элитные
школы если не откровенно вредны, то как минимум совершенно бесполезны.
Чтобы наглядно продемонстрировать этот факт, я перечислю причины, по
которым средний выпускник элитной школы добивается таких значительных
успехов.
Во-первых, в элитные школы детей отбирают. Туда отбирают или умных
детей, или детей из обеспеченных семей, или детей с мозговитыми
родителями. То есть детей, которые уже находятся в привилегированном
положении. Таким образом, элитные школы крадут у школ обычных лучших
учеников.
Во-вторых, в элитные школы отбирают и учителей. Лучшие учителя, как
правило, попадают именно в элитные школы. Таким образом, элитные школы
крадут у школ обычных еще и лучших учителей.
В-третьих, учитель в обычной школе имеет возможность выгонять не
желающих учиться или неспособных детей, резко повышая тем самым скорость
и эффективность обучения. Таким образом, элитные школы используют школы
обычные как мусорный контейнер, куда они сваливают свои отходы.
Сложившаяся система - когда несколько процентов элитных школ
живут за счет угнетения оставшихся - пожалуй, максимально эффективна в
рамках модели паразитизма. Если мы хотим повысить эффективность обучения
дальше, нам надо отказываться от системы паразитизма и внедрять более
современные методы обучения. Либо, как вариант, мы можем по-китайски
поставить крест на "неудачниках" и ориентироваться на производство
штучных талантов, фамилии которых я сейчас не вижу смысла перечислять.
Лично я все же считаю, что модель паразитизма морально устарела: она
неплохо работала в девятнадцатом и двадцатом веках, но ей все же уже
пора на пенсию. И в качестве одного из доказательств морального
устаревания этой системы я могу привести вопиющий факт.
Несмотря на - как заявляется - свое элитное образование, у
выпускников элитных школ не хватает мозгов, чтобы понять, по чьим костям
им удалось забраться наверх. Они на полном серьезе предлагают обычным
школам учиться у школ физико-математических. Спрашивается: можно ли
считать качественным образование человека, который не видит очевидного
изъяна в той греческой утопии, в которой у самого бедного землепашца
было не менее трех рабов?
fritzmorgen
Bсе горячие новости на nashmir.kz
|