Газета "Наш Мир" br>
Современные историки, обращая
взор на события времен Наполеоновских войн, пытаются яснее представить
фигуру императора и полководца.
2012 — год истории и
200-летняя годовщина Бородинской битвы. В преддверии юбилея в Москве
проходила международная научная конференция «Наполеоновские войны на
ментальных картах Европы: историческое сознание и литературные мифы».
Несколько пространное для научной конференции название более чем удачно
отражает направление представленных исследований, которое можно
определить как «Миф о Наполеоне» — отражение образа великого императора
в литературе, искусстве и исторической памяти народов, охваченных
военными событиями двухвековой давности.
Участники конференции
«искали Наполеона» во всех культурных пластах Европы и России XIX и XX
веков — от мемуаров солдат и маршалов до дневниковых записей дворянок,
очарованных фигурой великого императора и завоевателя, от карикатур на
французскую армию в целом и Наполеона лично времен Отечественной войны
1812 года до продуктов массовой культуры XXI века в виде компьютерных
игр и комиксов.
История – не только собрание сухих фактов и
показаний очевидцев, но и представления потомков о происходивших
некогда событиях. Последних представлял на конференции Шарль Наполеон —
праправнук Жерома, брата Наполеона I, и Президент Федерации
наполеоновских городов Европы. Он особо отметил интерес энтузиастов во
многих странах Европы к историческим реконструкциям баталий, особенно к
тем, что закончились поражением армии Наполеона (в России
Государственный Бородинский музей-заповедник в начале сентября
традиционно проводит военно-исторический праздник «День Бородина» с
реконструкцией эпизодов Бородинского сражения).
По-своему
смотрят на Наполеоновские войны и в Италии, для которой участие в войне
было попыткой выйти с периферии европейской политической жизни, целью
итальянцев в сражении на Бородине было показать себя.
Президент
Института Наполеона, Жак-Оливье Будон, в свою очередь, отметил, что в
целом русская кампания 1812 года осталась в мемуарах участников
европейской армии не столько как завоевательная кампания, или как
история грандиозного поражения, но как победа каждого солдата над собой
в тяжелейших условиях войны. Армия Наполеона не была едина ни по духу,
ни по целям, ни по этническому составу, отступление далось рядовым
солдатам большой ценой. Во многих мемуарах встречалась критика
императора, в том числе и со стороны маршалов. И, тем не менее, в
истории так называемая «позолоченная» легенда великого императора
победила «черную легенду» о тиране-завоевателе.
Совершенно с
другой стороны предстал образ Наполеона в докладе Лидии Березовской
«Наполеон в русской карикатуре 1812-1813 гг.». Карикатуры отвечали
потребности населения посмотреть на великого императора и завоевателя.
Причем подписи к ним велись на русском и французском языках – в России
проживало достаточно французов – беженцев от французской революции,
представлявших собой средний слой. Интересно, что над созданием этого
продукта традиционно народного творчества трудились профессиональные
художники – И. Теребенев, А. Венецианов, И. Иванов.
Восприятие и
изображение Наполеона и его армии менялось по мере развития событий
военной кампании. Если сначала Наполеон изображался в печати
безобразным и грозным противником, черты его лица на рисунке
складывались из множества жертв, то под конец великий император на
карикатурах удирал из России верхом на свинье, а в Париж въезжал верхом
на раке. Не обошли стороной и тему холодов – армию на «зимних
квартирах» изобразили увязшей в сугробах. И чем больше бедствий терпела
французская армия, отступая из Москвы, тем меньше в карикатурах
наблюдалось насмешек, а после смерти императора в 1821 они вовсе
прекратились. Характерно, что на карикатурах противостояния русских и
французов никогда не изображался император Александр I – видимо,
происхождение и тот способ, которым Наполеон I оказался на престоле, не
позволяла карикатуристам поставить его вровень с «истинным» императором
по происхождению.
Наполеоновские войны еще не раз напоминали о
себе в течение военных и околовоенных событий двух прошедших веков. О
них вспоминали в Крымскую войну 1853-56 годов, когда фактическое
поражение русской армии пытались представить как моральную победу, а
затопление кораблей 1854 года ассоциировали с советом в Филях. Спустя
десятилетия с Наполеоном сравнивали и маршала М.Н. Тухачевского,
отмечая не только талант и манеру ведения боя, но и жестокость красного
маршала.
«Миф о Наполеоне» оказался легко адаптируемым для
стран с разной ментальностью, вследствие чего фигура Наполеона нашла
отражение и в явлениях массовой культуры нашего времени, и прежде всего
в современных романах о Наполеоне (André Osi, «Napoléon»). Не менее
популярна история человека self-made, который всего в жизни добился
сам, в США, и даже в Японии (манга Riyoko Ikeda «Eikoku no Napoleon –
Eroica», Hasegawa Tetsuya «Napoleon 15»), где акцент делался на упорный
труд, который привел Наполеона на вершину славы. Автор доклада
«Наполеон и массовая культура сегодня» Кандис Оброн-Ваттэр отметила,
что фигура Наполеона оказалась экономически выгодной, ведь всё
связанное с Наполеоном – прекрасно продается.
Несколько иначе
«миф о Наполеоне» используется в видеоиграх, где за основу берется
скрытое желание и виртуальная возможность переписать историю сражений и
примерить роль Наполеона на себя. Игры характеризуют Наполеона как
продукт власти и богатства — в этом отличие типично маркетингового
подхода к «Мифу о Наполеоне».
Юлия Гальченкова
Все горячие новости на nashmir.kz!
|