Газета "Наш Мир" br>
После Великой отечественной
войны с целью регулирования торговли между странами было заключено
Генеральное соглашение о тарифах и торговле (далее - ГАТТ). Соглашение
стало механизмом по сдерживанию односторонних действий при
многостороннем товарообмене. Поскольку соглашение выдержало проверку
временем и послужило активизации мировой торговли, в 1994 году на
«Уругвайском раунде» создана Всемирная торговая организация (далее -
ВТО).
ВТО это не только организация, но и пакет правовых
документов, представляющий собой многосторонний договор в области
торговли товарами и услугами. Генеральные соглашения о торговле товарами
(ГАТТ), о торговле услугами (ГАТС), в области интеллектуальной
собственности (ТРИПС) составляют основу ВТО. Все страны участницы (в
настоящее время их 153) ратифицировали эти Соглашения.
Каждая страна-участница получает гарантии справедливого отношения к
своему экспорту на рынки других государств и обязуется обеспечивать
такие же условия для импорта на свой рынок.
Торговая система ВТО имеет как свои преимущества, так и недостатки.
Преимуществами ВТО считается:
- получение экономической выгоды, путем уменьшения барьеров для осуществления товарообмена; - понижение стоимости жизни граждан, за счет уменьшения цены товаров и услуг; -
снижение торговых пошлин приводит к активизации торговли и, как
следствие, повышению доходов государства и каждого гражданина страны; - снижение внутреннего политического лоббирования интересов отдельных отраслей экономики; - система уравнивает в правах все страны, входящие в ВТО, независимо от уровня их экономического развития; - предусмотрен льготный механизм участия развивающихся стран в системе ВТО; - наличие действенного механизма разрешения споров.
Недостатки ВТО:
-
снижение таможенных барьеров дает возможность выхода на внутренний
рынок страны более дешевых и качественных товаров стран-участников ВТО,
что приводит к разорению отечественных производителей, и, как следствие,
к увеличению безработицы; - развитые страны осуществляют
государственную поддержку важных для экономической безопасности
отраслей, в то же время, запрещая это новым членам ВТО; -
многосторонние соглашения нарушают основной принцип ВТО - равные права и
обязанности по регулированию таможенных пошлин, как регулятора цен на
товары и услуги.
Россия не спешит вступать в ВТО, поскольку не желает, чтобы членство в обществе ущемляло интересы российских отраслей.
Например,
при переговорах по таможенным пошлинам на легковые автомобили Россия
договорилась о постепенном снижении величины пошлины. Но в условиях
начавшегося кризиса, чтобы защитить своих товаропроизводителей, подняла в
одностороннем порядке пошлину с 25% до 35%.
Положительный
результат получен по соглашению о промсборке, заключенном Россией. Эта
договоренность позволила крупным концернам ввозить автокомпоненты на
территорию России по нулевым ставкам таможенных пошлин. В результате
иностранные компании создали производственные мощности по производству в
России легковых машин лучших мировых брендов.
Также в интересах
российского авиапрома снижены пошлины на импорт самолетов, поскольку
авиакомпаниям требуется обновление парка самолетов.
Сельское
хозяйство России будет защищено, если в результатах переговоров стороны
придут к соглашению о снижении пошлин только на ту продукцию Агропрома,
которая не влияет на базовые продукты, выращиваемые и потребляемые
населением страны.
Что же происходит с экономиками тех государств постсоветского пространства, которые уже стали членами ВТО.
Так, Украина стала членом ВТО в 2008 году. Результатом трехлетнего членства стали:
- потеря десяти тысяч рабочих мест; - прекратили свое существование десятки крупных заводов и сотни более мелких производств; -
прибыль от снижения пошлин на поставку украинских товаров на рынки
стран ВТО в два раза меньше, чем потери от импорта товаров и услуг
(отрицательное сальдо баланса); - ВВП Украины уменьшился, более чем на 15%; - значительно снизился уровень конкурентоспособности отечественных товаров; - пострадали отрасли производственной сферы.
Все
это произошло из-за того, что Украина вступила в ВТО на очень
невыгодных для себя условиях. В тот момент не была выработана стратегия
развития экономики страны. Верх взяли политические амбиции руководства
страны над трезвым расчетом и умелым ведением переговоров об условиях
присоединения к Соглашениям.
Поскольку по правилам ВТО один раз в
три года можно изменить условия участия страны в ВТО, у Украины есть
возможность скорректировать Соглашения.
Одной из пострадавших
отраслей экономики Украины стало автомобилестроение. По требованию ВТО
ввозная пошлина на импортные машины снижена с 25% до 10%. Результатом
стало сокращение производства отечественного автопрома в шесть раз и
уменьшение работающих в отрасли в два раза. Интерес инвесторов перешел
из производственной сферы в импортную готовую продукцию. Это послужило
причиной перехода отечественной промышленности от выпуска
высокотехнологической продукции машиностроения к вторичной.
Агропромышленный
комплекс также значительно потерял свои позиции. Например, снижение
пошлины на ввоз сахара-сырца привело к остановке пятидесяти заводов
страны, производящих сахар. Приостановлен экспорт сахара страной,
которая длительное время являлась лидером в производстве и продаже
сахара.
Эксперты считают, что Украина сохранит ведущие позиции по переработке мяса, зерна, и другой сельхозпродукции.
Пошлины
на ввоз мяса в Украину в 8 раз меньше, чем пошлины на экспорт
украинского мяса в другие страны. Импортное сало из Польши, Нидерландов,
Германии заполонило рынок Украины.
Еще одно невыгодное для
Украины условие Соглашения - это обязательство Украины не стимулировать
свое сельское хозяйство, в то время как США и европейские
страны-участники ВТО помогают своим сельхозпроизводителям.
Импорт
сельхозтехники осуществляется из стран ВТО по нулевой ставке пошлины,
что реально уничтожает отечественное сельхозмашиностроение.
Также,
установленная нулевая пошлина на ввоз мебели (до вступления в ВТО она
составляла 40%), стала причиной уменьшение объема выпуска мебели
украинскими производителями. Мебельный рынок Украины заполнила мебель
производства Китая, Италии и стран Прибалтики.
В тяжелом
положении оказалась и легкая промышленность. Падение производства
составило 45%, в то время как импорт товаров легкой промышленности
увеличился на 46%.
Негативные последствия участия Украины в системе ВТО отмечаются в винодельческой, пищевой, молочной, авиационной промышленности.
Только
в области импорта подсолнечного масла Украине удалось за эти три года
занять лидирующие позиции в мире. Важным фактором успеха стала
своевременная модернизация производственных мощностей отрасли до
вступления страны в ВТО.
Украина не единственная страна, которая
желает изменить условия ранее заключенных соглашений ВТО. Например,
Аргентине, Чили и Индии удалось значительно повысить ввозные пошлины на
сахар, чтобы защитить свой внутренний рынок.
Перед Украиной на
переговорах стоит не простая задача – откорректировать условия участия
страны в ВТО в сторону создания равноправных условий для конкуренции и
изменение законодательства в сфере сертификации продукции, для
исключения ситуации, которая в настоящее время создалась с экспортом
Украиной продукции виноделия на внешний рынок. Доступ украинского вина
закрыт из-за жестких условий сертификации к товару, установленных
странами-участниками ВТО. В то же время импорт вина в Украину возрос до
30%.
Результатом вступления в ВТО Киргизии стало:
- незначительное повышение экспорта в большей части за счет торговли со странами СНГ; -
оказались не защищенными от внешнего вмешательства в важнейшие отрасли
экономики Киргизии: сельское хозяйство, финансовый сектор,
перерабатывающая промышленность и телекоммуникации; - огромный поток
недорогих товаров зарубежного производства вытеснил отечественную
продукцию, особенно пострадало сельское хозяйство; - экспортные товары Киргизии, на которые странами ВТО снижены пошлины, не выдерживают конкуренцию на зарубежных рынках; -
ожидаемое поступление инвестиций на развитие отраслей Киргизии не
оправдалось – инвесторов не заинтересовал внутренний рынок страны.
Грузия вступила
в ВТО в 2000 году. Поспешность при проведении переговоров привела к
необходимости выполнения обязательств, наносящих ущерб экономике страны.
Поэтому
Грузия не выполнила условия введения особых пошлин на сырье,
компьютерную технику, сельхозоборудование, фармацевтику и гражданскую
авиацию.
Также Грузия не выполнила переход страны на систему
международных стандартов отчетности и сертификации, не провела
антидемпинговые мероприятия. Инвесторы не спешат вкладывать деньги в
грузинскую экономику. Торговое сальдо остается отрицательным.
Молдавия является
членом ВТО с 2001 года. Обсуждение условий были длительными из-за того,
что молдавские бизнесмены выступали против членства страны в ВТО. В
результате переговоров Молдавии удалось отстоять право бюджетной
поддержки сельского хозяйства. Также удалось отстоять от внешнего
вмешательства мебельный бизнес и рынок алкогольной продукции.
В
сфере банковских услуг страна установила жесткое требование к
иностранным банкам – получение лицензии национального банка Молдавии.
Также
несомненным успехом молдавских переговорщиков стала нулевая пошлина на
все товары, поставляемые в страны ЕС. Это позволило Молдавии значительно
увеличить экспорт своей продукции.
После длительных и сложных переговоров Армения вступила
в ВТО в 2003 году. Армения добилась льготных таможенных пошлин и
отсрочки открытия своего рынка телекоммуникационных услуг. Членство в
ВТО не привлекло в экономику страны инвестиции. Не изменился объем
экспорта. Результативное торговое сальдо оказалось отрицательным,
следовательно, импорт значительно превысил экспорт. Это связно с тем,
что товары Армении не выдерживают конкуренцию на внешнем рынке. Страна
рассчитывает выйти из этого провала с помощью наличия дешевой рабочей
силы и низким издержкам производства.
Опыт стран бывшего союза не
является решающим для принятия решения Россией о вступлении в ВТО, но
российские власти постараются избежать поспешности в заключение
Соглашений, которые ущемят интересы страны. Быть членом ВТО – это иметь
доступ к рынкам стран-участников. Но это не означает увеличения
инвестиций в экономику страны и то, что товары и услуги России смогут
завоевать внешний рынок. Для этого необходимо иметь конкурентоспособные
отрасли экономики и сохранение экономической и политической
независимости в вопросах касающихся безопасности страны и каждого ее
гражданина.
Валерий Бовал
Bсе горячие новости на nashmir.kz
|