Похоже, россияне испытывают неутолимую жажду шопинга, утверждает Financial Times
в статье из подборки "Инвестиции в Россию-2011". В пригороде Москвы,
где Ikea 11 лет назад открыла свой первый в России магазин, появилось
целое созвездие магазинов типа гипермаркет. "Ikea не довольствуется
статусом крупнейшего в стране владельца площадей для розничной торговли и
видит простор для экспансии", - замечает журналист Пол Гулд.
В советские времена россияне изголодались по
товарам широкого потребления. "Этот голод привлек множество зарубежных
компаний, и они извлекали выгоду из бума потребления, который продлился
около 10 лет", - замечает газета. В 2009 году произошел спад, но сегодня
аналитики вновь ждут роста. "Россия станет крупнейшим в Европе рынком
розничного потребления", - полагает Пер Хонг из консалтинговой фирмы AT
Kearney (Москва).
По мнению экспертов, российский средний класс
растет, а его реальный располагаемый доход увеличивается на 4% с
небольшим. Рост ВВП опирается, как считают, на внутреннее розничное
потребление.
Производители - например, немецкая Henkel,
выпускающая хозяйственные товары, - полагаются на рост продаж. "Россия -
одна из наших трех лучших областей роста", - говорит президент ее
российского отделения Петер Гюнтер.
"Но не очень ясно, как лучше идти к экспансии", -
пишет газета. Ikea делает ставку не на высокую маржу, а на открытие все
новых магазинов. "Ашан" на данный момент имеет в России более 40
гипермаркетов. Впрочем, его конкурент Carrefour открыл всего два
магазина, а в 2009 году, всего через 4 месяца, ушел с рынка.
PepsiCo удалось купить контрольный пакет
"Вимм-Билль-Дана", а Danone приобрела российскую компанию "Юнимилк". "И
все же слияния и приобретения - возможно, не самый легкий способ
заполучить кусок пирога на этом розничном рынке", - замечает газета.
"Зарубежным компаниям оказалось сложно прийти в Россию через слияния и
приобретения, поскольку у местных компаний есть большие преимущества в
области лоббирования", - сказано в докладе AT Kearney.
Производители приветствуют консолидацию
розничных магазинов в России. Гюнтер поясняет, что дистрибуция
облегчится, поскольку "в России логистика иногда превращается в кошмар".
"Еще одна вечная помеха - бюрократия. В индексе
"Легкость ведения бизнеса" Всемирного банка Россия - на 123-м месте из
183 стран", - говорится в статье. Алексей Поповичев, исполнительный
директор "Русбренда" (ассоциации производителей фирменных товаров),
лоббирует перемены. По словам Поповичева, члены ассоциации настроены
оптимистично, поскольку "россияне обожают бренды".