Газета "Наш Мир" br>
Чтобы с помощью китайцев модернизировать Дальний Восток и Восточную Сибирь.
Премьер
Владимир Путин отправляется с официальным визитом в Китай для
подписания меморандума о сотрудничестве двух стран в сфере модернизации.
По слухам, Пекин давно предлагал Москве начать подобный проект, и
теперь российская сторона решила дать положительный ответ. Москва
рассчитывает, что Россия поможет Китаю развивать атомную энергетику,
космос и авиастроение, а Пекин поможет Москве догнать развитые страны в
развитии высокоскоростного железнодорожного транспорта, судостроении,
производстве энергогенерирующего оборудования и альтернативной
энергетике.
Поездка Владимира Путина - нечто большее, чем просто
визит премьера. На прошлой неделе он признался, что опасается
экономического лидерства Китая в мире. «Нам что теперь, держать
золотовалютные резервы в юанях, а китайцы будут - в долларах. Интересная
ситуация, матрешка получается. Ситуация непростая», – заметил Путин на
инвестиционном форуме «Россия зовет!». Посещение Китая станет для Путина
первой иностранной поездкой с момента раскрытия планов тандема по
возвращению премьера в кресло президента. Задачей Путина является
налаживание сотрудничества с соседом, в стремительном росте экономики
которого, по мнению Reuters , таится потенциальная угроза Москве.
Вместе
с Путиным в Пекин прибудут главы энергетических компаний,
контролируемых государством, - Газпрома, Роснефти и алюминиевого гиганта
«Русал». Запланированы встречи Путина с председателем КНР Ху Цзиньтао и
премьер-министром КНР Вэнь Цзябао.
Что стоит за визитом
Владимира Путина в Китай, рассуждает доктор экономических наук,
замдиректора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский.
«СП»: – Андрей Владимирович, как сейчас выглядят наши отношения с Китаем?
–
Между нашими странами подписано достаточно много документов. Однако,
если говорить об уровнях развития взаимоотношений, уровень политического
сотрудничества заметно опережает уровень сотрудничества
торгово-экономического. В этом смысле, запланированное подписание в ходе
визита Путина документов, – важный шаг в устранении этого дисбаланса.
Мы будем помогать Китаю в развитие отраслей, где у нас есть преимущество
(авиакосмическая отрасль, атомная энергетика), китайцы – помогать нам.
Это окажет довольно серьезное влияние и на развитие российской и
китайской экономик, поможет двум странам поднять темпы экономического
развития.
«СП»: – Речь идет о развитии в области модернизации,
которая, в теории, должна строиться на базе тяжелого машиностроения.
Означает ли это, что мы возьмем у китайцев что-то из индустриальных
технологий?
– Разумеется. Уже сегодня доля продукции китайского
машиностроения в общем объеме внешней торговли России и Китая достаточно
высока – более 25%. А вот доля российского оборудования составляет в
этом объеме – всего 1,5%. В структуре же всего китайского экспорта доля
продукции машиностроения и металлообработки занимает 49% объема. В
России ситуация намного хуже, основная часть российского экспорта – это
нефть и газ.
Но у России есть отдельные отрасли – прежде всего,
авиакосмическая и атомная – в которых она достаточно конкурентоспособна
на мировом рынке. Как раз в этих сферах Китай не конкурентоспособен.
Взаимное дополнение экономик двух стран и позволит России решить свои
проблемы, китайцам – свои.
К этому следует добавить, что у России
с Китаем огромная граница – более 4000 километров – по территории
Сибири и Дальнего Востока, которые отстают в развитии от европейской
части РФ. Поэтому помощь Китая в развитии Дальнего Востока и Восточной
Сибири будет совсем не лишней.
«СП»: – Выступление Путина на
форуме «Россия зовет!» интерпретируют так: премьер высказал опасения по
поводу экономического лидерства Китая в мире…
– Что значит,
опасения?! Китай уже лидирует, и это надо принимать, как данность. До
вступления Китая в ВТО в 2001 году эксперты говорили, что со вступлением
в ВТО экономические темпы КНР сразу станут заметно ниже. Однако,
произошло с точностью до наоборот. Как только Китай вступил в ВТО,
оказалось, что китайские товары хорошо продаются на внешних рынках.
Дошло до того, что сейчас в сенате США бурно обсуждают проблемы торговли
с Китаем, и пытаются принять антидемпинговое законодательство,
направленное против КНР. Это говорит о том, что мир, действительно,
боится Китая.
Лидерство Китая – объективная реальность. В КНР
огромная масса населения, страна сейчас осуществляет экономическую
реформу. Ее модель оказалась очень успешной, и среднегодовые темпы
прироста ВВП в Китае за последние 10 лет составляют более 9%. По многим
оценкам, Китай в период с 2016 по 2020 годы по объему ВВП может догнать
США. А по некоторым оценкам, Китай уже догнал американцев, просто
китайцы не стремятся это показать.
КНР позиционирует себя как
развивающуюся страну: если пересчитать китайский ВВП на душу населения
(по последней переписи – это 1 млрд 338 млн человек), получится, что
Китай находится на уровне развивающихся стран с низким уровнем доходов.
Китай не заинтересован, чтобы его считали передовым государством, и
проводит эту линию уже порядка 40 лет.
«СП»: – Почему еще год назад говорили, что Китай нам не помощник?
–
Это говорили люди, которые слабо знают Китай. Проблема России и
подобных оценок в том, у нас очень мало китаеведов, особенно
китаеведов-экономистов. На китаеведение выделяется мало средств, а это –
очень затратное мероприятие. Между тем, подготовка таких специалистов –
дело государственной важности.
«СП»: – В сближении с Китаем есть опасность для России?
–
Сближение России и Китая нарастает с 1990-х годов. Опасность видят, по
преимуществу, люди, которые ориентированы на Запад. Если Россия будет
ориентироваться на Китай, возникнут определенные осложнения с западными
странами.
Но сегодня реальная ситуация выглядит так: чтобы
поднять уровень социально-экономического развития восточных регионов
России, нужно резко расширить объем торгово-экономического с
сотрудничества с Китаем. Сейчас объем внешней торговли России с Китаем –
всего 56 млрд долларов в год. У Китая аналогичный показатель с ЕС или с
США – более 300 млрд долларов. Мы для КНР, по объему внешней торговли,
меньше чем Сингапур и Малайзия, где-то на уровне Таиланда. Это очень
плохо.
«СП»: – Высказывается предположение, что США, опасаясь
растущего могущества Китая, могут способствовать возникновению
вооруженных конфликтов на границах КНР, например, с Индией. Насколько
это реально?
– На сегодня – малореально. Между Китаем и Индией,
безусловно, есть спорные территории, и эти споры не будут решены в
ближайшее время. Но пока по ним сохраняется статус-кво. Существует
трехсторонний диалог Россия-Китай-Индия, диалог между странами БРИК. Это
помогает сглаживать негативные моменты в индийско-китайских отношениях.
Кроме
того, сегодня Индия получает от Китая в экономическом плане очень
много. Она все это потеряет, если отношения обострятся, и
торгово-экономическое сотрудничество упадет до уровня десятилетней
давности.
«СП»: – В связи со второй волной кризиса ожидается, что будут падать рынки Европы и Америки. Они потянут за собой Китай?
–
Китай не упадет. Он уже во время кризиса 2008 года переориентировался
на внутренний рынок. В 15-летнем плане развития КНР, который был намечен
на всекитайском съезде народных представителей в марте 2011 года,
основная задача – как раз развивать внутренний рынок и повышать
жизненный уровень населения. Представьте, если каждый из миллиарда
китайцев купит одну пару джинсов или пару обуви – какой это гигантский
рынок?!
Сейчас этот внутренний рынок активно развивается,
покупательная способность населения в Китае стремительно растет. Я
неоднократно выезжал в КНР в течение нынешнего года, и своими глазами
видел: магазины и харчевни забиты народом. Я уже не говорю о количестве
машин, которые ездят по китайском улицам – там такие же пробки, как в
Москве. В КНР выпускается в год 19 млн автомобилей – это первое место в
мире. Внутренний спрос вытянет китайскую экономику.
«СП»: – Военная машина Китая развивается еще быстрее, чем китайская экономика. В этом есть угроза для нас?
–
Основная внешнеполитическая задача Китая на сегодня – это возврат
Тайваня. В этом Китаю противостоят США. С другой стороны, мы с китайцами
проводим совместные военные маневры, и Китай и Россия являются членами
Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а Америка – не является.
«СП»: – Если говорить о российско-китайском сотрудничестве, сколько времени нужно, чтобы его результаты стали ощутимыми?
–
Нужно длительное сотрудничество, долгосрочные контракты. Китай должен
участвовать в крупных российских инфраструктурных проектах, так же как
Россия – в китайских. В свое время, в 1950 годы, в Китае работали
совместные с СССР организации – например, Совкитнефть, Совкитзолото,
Совкитцветмет. Почему бы сейчас не возобновить деятельность такого типа
структур? У российских нефтяников и газовиков есть интерес, например, к
использованию круглогодичного порта Далянь для экспорта своей продукции в
другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (все российские
тихоокеанские порты – не круглогодичные). Вообще, есть много интересных
экономических вариантов сотрудничества, но тут должен работать бизнес, а
наше правительство – обеспечивать ему поддержку на государственном
уровне.
«СП»: – То, что Путин направился в Китай сразу после объявления баллотироваться – это знак разворота России на Восток?
–
Более того. Накануне объявления, что Путин будет баллотироваться, была
опубликована его статья о Евразийском союзе. По сути, это приглашение
Китая на развитие сотрудничества.
Андрей Полунин
|