Продажа сырой нефти приносит в бюджет гораздо меньше, чем сбыт продуктов нефтепереработки.
Дополнительные
сотни миллиардов рублей ежегодно могут появиться в российском бюджете в
результате улучшения собираемости уже существующих налогов, а не за
счет введения новых обременений. Так считает помощник президента Аркадий
Дворкович. «С моей точки зрения, собираемость налогов (в России)
составляет 70%. В развитых странах она составляет 90%», – заявил он на
пресс-конференции в рамках форума «Цели развития тысячелетия», сообщает
РИА «Новости». Поэтому помощник главы государства убежден, что у России
есть потенциал по увеличению доходов бюджета, которые могут составить
около 100 млрд руб.
Откуда же такие средства можно взять?
Дворкович считает, что их в первую очередь следует извлекать из
улучшения собираемости налога на добавленную стоимость (НДС), налога на
прибыль и налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Кроме того, Россия
планирует повысить специфические налоги, такие как акцизы на табак и
алкоголь. Вырученные деньги следует потратить, по мнению помощника
президента, на программы в области здравоохранения, среди которых –
приоритетные задачи тысячелетия: борьба с ВИЧ, СПИДом, туберкулезом и
иными тяжелыми заболеваниями. Однако, по его мнению, это должно быть
сделано без изменения налоговой системы. «И при нынешней структуре
налогов мы могли бы собирать больше доходов и использовать их на
реализацию разных программ, в т. ч. на содействие развитию и на «Цели
развития тысячелетия», которые в нашей стране не все еще, к сожалению,
достигнуты», – сказал он.
Таким образом, России выгоднее, как
заявил Дворкович, сделать ставку на совершенствование администрирования
уже действующих налогов, а не введение дополнительных, например, на
финансовые структуры и операции, как собирается инициировать
Еврокомиссия. «Каждая страна самостоятельно выбирает свою суверенную
налоговую политику, и это не является вопросом, который решается на
наднациональном уровне», – заявил помощник президента, добавив, что
каждая страна имеет свои «экономические и социальные приоритеты», а у
России для пополнения бюджета есть иные источники. Дворкович подчеркнул,
что в настоящее время российское правительство заинтересовано в
создании в Москве Международного финансового центра, развитии
финансового сектора, поэтому дополнительные налоги при таком развитии
событий будут «абсолютно нелогичными».
Впрочем, об отсутствии
планов по повышению налогов совсем недавно говорил и. о. министра
финансов Антон Силуанов. Однако он тут же добавил, что Минфин все-таки
может пойти на этот шаг, если правительство не найдет других способов
сбалансировать бюджет. «Как самая крайняя мера это, конечно, имеет место
быть, но в ближайшее время, я думаю, мы таких предложений не
подготовим», – сказал он.
Между тем вспоминаются слова
премьер-министра Владимира Путина на съезде «Единой России» о том, что
богатые должны платить больше налогов. Вроде как получаешь много – будь
добр и отдать в бюджет побольше. Он пояснил, что неплохо было бы сделать
это за счет увеличения налогов на потребление, недвижимость и имущество
для богатых. Хотя Путин громко озвучил эту инициативу, включив ее в
свою экономическую программу, но справедливости ради стоит отметить, что
еще до него с этой идеей выступали члены «Справедливой России». Но, как
у нас часто бывает, к оппозиции прислушиваются лишь в тех случаях,
когда своих идей уже нет. Впрочем, говорить о планируемом повышении
налогов в настоящее время было бы чересчур опрометчиво со стороны
чиновников, т. к. выборы с каждым днем все ближе.
Член Комитета
Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков прокомментировал в беседе с
обозревателем KM.RU выступление Аркадия Дворковича.
– Я согласен
с Дворковичем в этом вопросе. Считаю, что не надо повышать никаких
налогов, а нужно лучше администрировать. Одновременно я бы предложил
отменить возврат НДС для сырьевого сектора, поскольку он и так жирует и
очень неплохо живет. Я направил бы дополнительные доходы (кстати, они
появятся за счет лучшего администрирования и, может, за счет снижения
налогового бремени, а это – легализация многих платежей в бюджет) на
диверсификацию экономики, на поддержку перерабатывающих отраслей. В
конце концов, хватит нам экспортировать нефть, лучше продавать продукты
переработки, за счет этого получать дополнительные платежи, в т. ч. в
бюджет. Мы плачем и продаем сырую нефть, которая приносит гораздо меньше
в бюджет, чем продажа продуктов нефтепереработки.
– Как можно лучше администрировать сбор налогов?
–
За счет повышения прозрачности прежде всего крупных компаний, структур,
потому что там – трансфертное ценообразование. 90% наших крупных
компаний зарегистрированы в офшорах. Большой вопрос: почему офшорные
компании владеют нашими российскими? Наверно, потому еще, что уходят от
налогов.
Дмитрий Ширяев, ведущий консультант компании
«Финэкспертиза», также прокомментировал для KM.RU выступление помощника
президента на пресс-конференции на форуме «Цели развития тысячелетия»:
–
Высказанное мнение, на мой взгляд, обосновано и укладывается в русло
финансовой политики государства на ближайшее будущее. Проектом основных
направлений налоговой политики России на 2012-2014 гг. в части
налогообложения финансовых операций предусмотрен (п. 4 раздела II) ряд
мер по устранению пробелов налогового законодательства в данной сфере,
что может повысить собираемость существующих налогов, что и является
сейчас приоритетом, т. к. резервы для повышения налоговых ставок
практически исчерпаны.
Введение же оборотного налога на
финансовые операции может разрушительно повлиять на российскую
финансовую систему и экономику в целом. В любом случае, обсуждение
вопроса о введении нового налога не закончено и в самом ЕС, в связи с
чем как минимум имеет смысл дождаться решения этого вопроса на
европейском уровне и оценить последствия его практической реализации.
Елена Колебакина