В 2009 году ЕС начал свою
инициативу «Восточное партнерство» (ВП). Детище Польши и Швеции,
«Восточное партнерство», направлено на укрепление связей с шестью
восточными соседями (Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией,
Молдовой и Украиной), в результате чего это сделает их ближе к ЕС, к
ценностям и стандартам, создавая рост благосостояния, безопасности
и стабильности в регионе. Однако ВП страдает от многочисленных проблем, в
том числе от замороженных конфликтов, незаконного оборота наркотиков и
пограничных споров.
В течение последних двух лет не так уж много чего
изменилось. Некоторые страны продвинулись (к примеру, Молдова), в иных
наблюдается регресс, а в других государствах положение дел осталось на
прежнем уровне. ЕС принял стратегию «больше за большее», а это означает,
что усилия по дальнейшей демократизации и проведению далеко идущих
реформ, будут вознаграждены со стороны ЕС.
Однако, несмотря на то, что ВП теперь ставит на повестку дня
соглашение об ассоциации, глубоком и всестороннем соглашении о свободной
торговле (DCFTA), об упрощении визового режима и, в некоторых случаях
(Украина и Молдова), о либерализации визового режима, одной вещи,
которую многие из этих стран жаждут больше всего на свете – перспективы
членства в ЕС, не хватает. Таким образом, в то время как соглашения об
ассоциации и торговые могут помочь дальнейшей интеграции, без
«приманки» членства в ЕС, для этих стран весьма трудно проводить часто
болезненные и дорогостоящие реформы, потому что, в конце концов, они не
имеют ничего ощутимого, что они могли бы предъявить простым
людям. Более того, многие из этих реформ идентичны тем, которые
осуществляют страны, ведущие переговоры о членстве в ЕС, только без
эквивалентной финансовой и политической поддержки. А по вопросам,
которые являются ощутимыми для простых граждан, такие как упрощение
визового режима и либерализация, некоторые государства-члены часто
менее честны и создают препятствия для быстрого прогресса.
Пока политики не пожали желаемых результатов, поскольку большинство
стран сближаются с ЕС по миллиметрам, и очень немногочисленны случаи
усиления демократии или уважения к верховенству закона. В конце прошлой
недели в Варшаве прошел первый саммит глав государств Восточного
партнерства. К сожалению, кажется, было явное отсутствие интереса со
стороны значительного числа государств-членов ЕС, в том числе и со
стороны нескольких ключевых лидеров, таких как президент Франции Николя
Саркози. Руководство Беларуси не присутствовало на саммите. В эти дни
только одна страна ЕС кажется на самом деле заинтересована в политике по
развитию отношений с Беларусью – это Польша. Слабая декларация,
которая последовала, демонстрирует, что ЕС не чувствует, что эта часть
мира должна фигурировать «очень высоко» в приоритетах его внешней
политики. Конечно, когда ЕС сам имеет значительные экономические
трудности, он ощущает отсутствие лидеров, и было бы сверхоптимистично
ожидать что-либо большее от ЕС в этом отношении.
Не следует упускать из виду, что Россия готова заполнить
образовавшийся «вакуум» даже при том, что большинство соседей России
предпочло бы видеть «меньше Кремля, чем больше». Россия постоянно
придумывают новые мотивы, чтобы побудить их (прим. пер. – страны-соседи)
оставаться в пределах её так называемой «сферы влияния». Если они
заходят слишком далеко с «евроатлантической мечтой», то Москва
становится весьма жесткой. Грузия до сих пор не имеет дипломатических
отношений с Россией, в то же время отношения Украины с Москвой находятся
практически на уровне исторического минимума, так как Киев избрал путь
на сближение с ЕС, а не с Россией.
Двадцать лет прошло с момента распада Советского Союза, а Москва
по-прежнему считает, что имеет особые права в этом регионе и готова
пойти на многое, чтобы держать эти страны «возле себя». В самом деле,
Москва пытается подражать ЕС, предлагая союз только без условностей. Она
уже предлагает бесплатные визы тысячам людей, работающих в России.
Владимир Путин, который однажды назвал распад СССР 1991 года «величайшей
геополитической катастрофой 20-го века», ранее на этой неделе изложил
свой первый внешнеполитический приоритет - вывести все бывшие советские
республики в «Евразийский союз», тем самым он открыто конкурирует с
ЕС, Китаем и, в некоторой степени, с Турцией.
Путин заявил, что «Евразийский союз» будет опираться на существующий
Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном, который со следующего года
ликвидирует все препятствия для торговли, движения капиталов и рабочей
силы между тремя странами. Путин заявил, что Россия не собирается
останавливаться на достигнутом и ставит гораздо более амбициозную цель -
добиться еще более высокой степени интеграции в «Евразийском
союзе». Хотя я с трудом верю, что страны Восточного партнерства будут
сильно стараться воссоздать союз.
ЕС должен разработать стратегию, которая стала бы менее
нерешительной, а более здравой для этой области, если он хочет видеть
реальные демократические преобразования и процветание в странах ВП. Пока
эти страны забыты ЕС, цели ЕС для этой области никогда не будут
достигнуты и единственным победителем будет Россия.