Газета "Наш Мир" br>
Не секрет, что в России
православная церковь всегда являлась важным социальным институтом,
играющим в жизни общества далеко не последнюю роль. В последние годы
РПЦ претендует на все большее место в общественной, да и в политической
жизни. Я хочу обратить особое внимание на активное лоббирование
православной церковью школьного курса «основ религиозной культуры».
Безусловно,
церковь способна сыграть в жизни страны положительную роль. Ведь сами
апологеты православия считают его способствующим росту духовности,
терпимости, достижения общественного согласия. Все это так. Но разве в
период социализма наше общество было менее духовным, чем, например, до
1917 года, когда православная церковь имела все возможности для влияния
на социум? Я молчу о «согласии», о межнациональной «терпимости», в
которых попросту не было необходимости в силу ощущения общности нашего
народа как единого, советского. И достигнуто это было без привлечения
религии вообще и какой-либо церкви в частности.
Но мне хотелось
бы обратить внимание на несколько иные аспекты религиозного воспитания.
Речь идет о воспитании, формировании психики. Конечно, в первую
очередь «воспитательное» воздействие направлено на «будущих прихожан» –
детей, но даже взрослые подвержены этому влиянию. Причем не самые
худшие из взрослых! А именно те, кто ищут ответов на вопросы о смысле
жизни, о месте человека в мире, ищут нравственные ориентиры, в
значительной мере утраченные в последние два десятилетия. Иначе говоря,
люди неравнодушные, стремящиеся стать лучше. Но возможно, с не слишком
развитыми аналитическими способностями. И эти люди легко попадают под
влияние религиозных организаций, лидирующее место среди которых
занимает православная церковь.
Итак, какие же качества воспитывает церковь в пастве?
Основное,
на мой взгляд, заключено в самой характеристике прихожан: «паства»,
«пасомые». Стадо, нуждающееся в пастухе. А стаду не нужно думать, для
этого есть пастух, который направит в нужном направлении. А для этого
нужно, чтобы «пасомый» полагался не на себя, а на облеченный доверием
внешний авторитет. Как этого достичь? Прежде всего, сделать акцент на
веру в противовес разуму и пониманию. И с этой задачей церковь вполне
успешно справляется даже в отношении взрослых. Что уж говорить о
воздействии на детей, еще безоговорочно доверяющим всему, сказанному
взрослыми?
Как показывает мой собственный опыт общения с
воцерковленными православными, подмена разума верой происходит весьма
успешно. А к вере в догматы вплотную примыкает вера в церковь, как
институт, и слепое доверие всему, что сказано представителями церкви.
Всё! Мы получаем покорное стадо, привычно верящее любым «указаниям
сверху».
А ведь есть и другая сторона вопроса. Что бы ни говорили
о том, что и среди крупных ученых немало верующих, но в целом
религиозное мышление противостоит материалистическому. И прежде всего в
том, что материалистическое мышление опирается на разум, на понимание, а
значит – на сомнение. Основным препятствием познанию мира в этом
случае является недостаточное знание. Но это препятствие объективное и
со временем преодолимое.
Более того, познание мира делает
человека сильнее, и если применительно к материалистическому мышлению
можно говорить о вере, то это вера в человека, в его собственные силы и
возможности. И именно против этого направлено мышление религиозное.
Первым
делом вера в человека заменяется верой в высшие силы; все лучшие
человеческие качества отнимаются у человека и приписываются богу и уже в
качестве особой милости они могут быть даны человеку. Естественная
человеческая способность размышлять и сомневаться подавляется – ее место
занимают вера и повиновение. Место знаний (а главное – желания знать)
занимают мифы двух-, трех- и более тысячелетней давности, преподносимые
в качестве абсолютной истины. А для ее восприятия в этом качестве
нужна, прежде всего, способность верить – как общая установка, как
доминирующее свойство личности.
Значит, есть все основания
полагать, что такое качество, как вера, и будет прежде всего
воспитываться на уроках «Основ религиозной культуры» – нового «закона
божия». Приведу лишь одну фразу руководителя РПЦ: «Мы должны
стандартизировать содержательный компонент образования и выстроить
систему непрерывного православного образования – от детсада до вуза».
Если
в государстве существует церковь, церковные вузы имеют право на
существование. Идут в них люди далеко не случайные и в сознательном
возрасте. Но заведомое влияние на детей, на мой крайне пристрастный
взгляд, недопустимо.
Допустив священнослужителей в систему
образования, мы через десять лет получим поколение людей, неспособных к
критическому мышлению. Более того: люди, воспитанные
священнослужителями на готовых шаблонах, окажутся неспособны и к
осознанному нравственному выбору, неспособны увидеть альтернативы,
вообще развиваться нравственно и интеллектуально.
Если это и есть
то воспитание, о необходимости которого говорит руководство страны, то
Россию ждет незавидное будущее. Впрочем, многое здесь зависит от нас,
от нашей позиции и желания защитить своих детей, видеть их разумными и
самостоятельными.
Александр Смирнов
Все горячие новости на nashmir.kz!
|