В 1988 году в Алматы началось строительство метрополитена. Но
распад СССР в 1991 году и последовавший за этим разрыв хозяйственных
и экономических связей не позволили в полной мере осуществить
строительство Алматинского метрополитена, многие вопросы остались
нерешенными из-за ликвидации ряда министерств и ведомств. И это стало
причиной значительного отставания в сроках строительства метро.
В
настоящее время завершается строительство первой очереди первой линии
метрополитена, которая расположена от проспекта Райымбека под улицей
Фурманова до проспекта Абая и далее с поворотом в западном
направлении
до проспекта Гагарина. Протяженность первой очереди составляет 8,56 км
в двухпутном исчислении и включает в себя семь станций («Райымбек
батыр», «Жибек-Жолы», «Алмалы», «Абай», «Байконур», «Театр
им. Мухтара Ауэзова», «Алатау»).
В
настоящее время в метро ведется обкатка подвижного состава по всей
протяженности линии. Идет набор и обучение технического персонала
для обслуживания метрополитена. Выполнены работы по возведению основных
конструкций
всех 7 станций. Завершена архитектурно-художественная отделка на 5
станциях («Райымбек батыр», «Жибек Жолы», «Алмалы», «Алатау», «Абай»).
На остальных станциях — на завершающей стадии.
Смонтированы все 24 эскалатора на 6 станциях.
Завершаются
работы по монтажу инженерных сетей и коммуникаций, эксплуатационного
оборудования, систем автоматики, сигнализации и связи. Ведется работа
по облагораживанию территорий прилегающих к входным
группам
станций на поверхности земли. У входа на станциях Райымбек и Алатау идет
строительство разворотных площадок для общественного и частного
транспорта.
При проектировании Алматинского метрополитена
учитывались горно-геологические условия, сейсмичность и географическое
расположение города. Безопасность метрополитена обеспечена применением
сейсмостойких
тоннельных конструкций.
В августе
президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ходе рабочей поездки
в Алматупроехал в вагоне метро от станции «Абай» на пересечении улиц
Абая и Тулебаева до станции «Жибек-Жолы» на пересечении улиц
Гоголя и Фурманова.
В
будущем одна из станций метро будет называться «Московская» — это
решение было принято с учетом того, что в метрополитене Москвы появится
станция «Алма-Атинская».
Аким Алматы Ахметжан Есимов поручил
отработать все технические детали, чтобы полностью завершить работы
в соответствии с намеченными планами и запустить метро к 20-летию
Независимости Республики Казахстан — 16 декабря.