Газета "Наш Мир" br>
«Вы оскорбляете мои религиозные
чувства!» - такие слова можно было услышать всегда, но в последние годы
они участились. Не только в России - это общемировой процесс
(достаточно вспомнить скандалы с карикатурами в датском журнале).
Христиане оскорбляются не реже представителей других религий. На
слуху у всех и судебные процессы по поводу выставок «Осторожно, религия»
и «Запретное искусство», и христианские пикеты против фильма «Код да
Винчи», и многое другое. Эти вещи воспринимаются верующими как первые
ласточки будущих гонений, как наступление апокалиптических времён.
Атеисты, впрочем, «включают обратку» и говорят, что они тоже люди, у
них тоже чувства, и само наличие религии в обществе для них унизительно и
оскорбительно. Обиды же христиан они воспринимают как прелюдию к
установлению тоталитарного православного режима, когда всех
невосторженно мыслящих отправят на костры. Словом, претензии - взаимные.
Казалось бы, зачем вообще об этом говорить? Известно же, кто жаждет
обидеться, тот всегда найдёт повод, а кто хочет обидеть, тому бесполезно
что-либо объяснять - это может лишь подлить масло в огонь.
Но, мне кажется, говорить на эту тему всё-таки надо. Во-первых,
неплохо бы нам, христианам, разобраться в том, что является обидой, а
что нет, и как нам следует реагировать на обиды. Если мы начнём
обижаться на всё подряд, да ещё и по каждому поводу жаловаться светской
власти, мы серьёзно повредим своей душе. Впрочем, если с милой улыбкой
спустим любую обиду - тоже повредим.
Во-вторых, есть немало неверующих людей, которые вовсе не хотят
оскорблять нашу веру и наши чувства, но не знают, как с нами общаться,
чтобы ненароком не задеть. Нередко такие люди хотят получить чёткую и
понятную инструкцию, что можно, а что нельзя.
Разумеется, в этой колонке на сайте «Фомы» я излагаю исключительно
собственную позицию, а не общецерковную. Кроме того, говорю
исключительно об обиженных чувствах христиан - представители других
религий могут сами сказать за себя.
Итак, начнём с того, что считать оскорблениями. Я убеждён, что
никакой серьёзный разговор о религии оскорбительным для христианина быть
не может. Да, наша вера может казаться собеседнику ошибочной, а то и
попросту вредной. Да, он может стоять на богоборческих позициях. Что ж,
имеет право. Никто не обязан относиться к предмету нашей веры с тем же
благоговением, что и мы сами, и, вступая в спор, мы всё время должны это
учитывать. То, что для нас выглядит кощунственно, для неверующего
собеседника будет лишь попыткой осмыслить новые для себя вещи. Если
начать стучать кулаком по столу и требовать уважения и почтения к
святыням, разговор умрёт не начавшись.
А вот настоящие оскорбления, настоящее кощунство возникают там, где
нашу святыню затрагивают походя, в легкомысленном трёпе, в сетевой
перебранке. Никакие серьёзные наезды на христианство не выводили меня из
себя, а вот грязная шутка, скабрезный намек, высказанные «ради красного
словца» создавали ощущение, будто в душу нагадили.
Поэтому даю первый конкретный совет доброжелательным неверующим: если
не хотите нас обидеть - не шутите с нами и при нас на религиозные темы.
Если всерьёз хотите поспорить, если вас что-то возмущает в нашей вере и
в нас, христианах - что ж, давайте говорить, давайте спорить. Но не
мимоходом и не в шутливой манере.
Второй конкретный совет: вы, уважаемые неверующие, не всегда
понимаете, где у нас, христиан, шкура толще, а где тоньше. Бывает, что
атеист, не желая нас обидеть, очень осторожно, подбирая вежливые слова,
рассказывает историю о каком-то плохом священнике - и он же адресует нам
шуточки по поводу Тела и Крови Христовых. Так вот: всё, что касается
«земной» стороны церковной жизни, не вызывает у нас священного трепета.
Обличайте на здоровье, стерпим. Но вот то, что относится к самой сути
нашей веры - то есть когда речь заходит о Христе, о Богородице, о
Таинствах - тут, пожалуйста, аккуратнее. Тут вы можете ударить по
живому, сами того не замечая.
Теперь о том, как нам, христианам, относиться к явным, очевидным
оскорблениям веры. Думаю, тут вряд ли возможна единая и чёткая
инструкция. С одной стороны, можно вспомнить и слова Христа насчёт
подставленной щеки, и слова апостола Павла: «Для чего бы вам лучше не
оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1
Кор. 6:7) - их, вырывая из контекста, нередко используют для того, чтобы
обосновать смирение перед богохульниками (хотя апостол писал о
внутрихристианских конфликтах). С другой стороны, можно вспомнить, как
Иисус сплёл из воловьих жил бич и выгнал торгующих их храма - это, тоже
вырвав из контекста, используют для обоснования силовой реакции на
кощунства.
Понятно, что смирение как христианскую добродетель никто не отменял,
что в идеале христианин ко всему должен относиться со смирением, в том
числе и к оскорблению своей веры. Другой вопрос, в каких формах это
смирение должно проявляться. И тут нет единого ответа, потому что люди
разные, ситуации разные, и в каждом конкретном случае нужно искать своё
решение.
Да, я понимаю, что когда возмущённые алтарники разносят кощунственную
выставку «Осторожно, религия!» - это вряд ли акт глубочайшего смирения,
и ясно, что объективно это работает против Церкви, отталкивает от неё
ещё не определившихся людей. Но и хватать человека за руку - остынь,
смолчи! - я стану вовсе не в любом случае. Люди же все разные, с разным
темпераментом, разным менталитетом. Кто-то лучше умеет держать себя в
руках, кто-то хуже, и потому невозможно провести единую границу - мол,
по сю сторону ещё можно, а по ту уже никому нельзя. Иной раз оскорбление
твоей святыни ранит душу столь же болезненно, как издевательство над
твоими родителями или детьми. Бывает так, что смолчать в этой ситуации
означает проявить никакое не смирение, а обычную трусость. И тем самым
загадить свою душу. «Промолчи - попадёшь в палачи», как пел когда-то
Александр Галич.
Но и тут скрывается тонкий соблазн - разрешить себе любые действия
под предлогом защиты веры. Это очень сладкий яд - почувствовать себя не
просто человеком, не просто христианином, а воином, сражающимся за
Христа, причём размахивающим вполне земным оружием, как некогда апостол
Пётр, отрубивший ухо слуге первосвященника... Понятно, что в наши дни
меч заменяют судебные иски, но суть всё та же. Но нельзя забывать, что
«наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против
властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы
поднебесных» (Еф. 6:12).
А лично для себя я давно решил: если сталкиваюсь с прямым,
сознательным оскорблением веры, то даю понять оскорбившему, как верующие
люди воспринимают его слова. Смириться - это не значит утереться. Но
драку не лезу и в суд не подаю. Если в планы Господа входит наказать
богохульника, Он и так найдёт способ это сделать. А может, столкнувшись с
открытой, честной, но притом неагрессивной реакцией, богохульник о
чём-то задумается...
Витай Каплан
Все горячие новости на nashmir.kz!
|