Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4609
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Школа будущего.
Газета "Наш Мир"

Вот честно, если меня прямо так в лоб спросить: как ты думаешь, деградировало ли умственно современное население? - то я не буду знать, что ответить. Да,современный масскульт ужасен. Да, эпоха зомбоящика и персональных компьютеров принесла с собою уничтожение всех сколько-нибудь позитивных мощных культурных проектов (подобных советскому кино), заполонив все голливудщиной в самом пошлом смысле слова, да, интеллектуалов-мамонтов, равных Ленину, поэтов, равных Маяковскому, или писателей, способных создать что-нибудь хотя бы близлежащее к Мастеру и Маргарите, нет. Но это все гении, избранные. А вот рядовой человек? Не знаю.

Деградация, в частности, субъективно измеряется человеком по тем комментариям, которые он слышит, например, от школьных и университетских преподавателей. Общеизвестно, что преподаватели с некоторых пор заимели привычку жаловаться на уровень учеников и выпускников - "приходят бестолочи", "непонятно, что делать", "учиться не умеют и не хотят", "полнейшее падение уровня". "Вот в наши годы было не так." "Развалили страну, сволочи".

И те люди, которые в данных высказываниях слышат отзвуки своих личных жизненно-экономических проблем, имеют тенденцию слепо соглашаться. А так как вышеупомянутые отзвуки слышат многие (хотя реально посещают школы, сидят на уроках, вникают и разбираются единицы), то формируется общественное мнение.

Меж тем, надо еще понять, стоит ли доверять сапожнику без сапог в таком важном деле, как образование.
Давайте я расскажу вам историю.

В прошлом году правительство Японии направило в школы страны огромную партию интерактивных досок-компьютеров. Эти доски представляют собой большой плоский монитор на колесиках (размером приблизительно в половину обычной школьной доски), подключенный к обыкновенному компьютеру с установленной на нем операционной системой (разумеется, виндой), включающей любые программы и доступ к интернету. Такие доски были поставлены во все школы страны.
Программа была направлена на улучшение качества образования. Предполагалось, что учителя начнут пользоваться досками, пробуя новые методы, демонстрируя дополнительные материалы, используя новые возможности. Однако в реальности произошло совсем не то: подавляющее большинство учителей походили вокруг новоприбывших досок, покачали головами, затем закрыли их брезентом, задвинули подальше в угол и благополучно забыли о них. Уроки проходят своим чередом - по-старинке, с обычной доской и обычным мелом.

В чем тут дело? Дело в том, что учителя - чисто психологически, у себя в голове - не могут отказаться от традиционной системы образования.

Современное образование, с его классно-урочной системой, партами, контрольными работами, досками, мелом, учебниками и домашними заданиями начала формироваться лет 500 назад, примерно в то время, когда чешский педагог Ян Амос Коменский выдвинул идею обучения детей в системе: ввел понятия школьного года, урока, класса, общешкольного плана, проверки знаний, утренних занятий, возрастного деления детей на группы, учебников. Он сам и создал первые учебники для своих учеников, а также написал основополагающий труд под названием "Великая дидактика", в котором изложил свои взгляды на то, как следует учить, и чему следует учить. Разумеется, не без христианской идеи - дань времени. (Цитата: "Этого же Бог требует и от родителей, повелевая следующее: «Внушая слова мои детям твоим, и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, ложась и вставая» (Втор., 6, 7). А через апостола он говорит: «Отцы, не раздражайте детей ваших, а воспитывайте их в учении и наставлении господнем» (Еф., 6, 4).")

Классно-урочная система прижилась, и со времен Коменского развитие пошло именно по этой линии. Больших изменений в идее преподавания с тех пор не происходило: шли годы, менялся материал, который учителя давали детям (происходило развитие науки), незначительно менялись педагогические концепции (Каковы отношения между учеником и учителем? Как лучше объяснять материал? Лучше ли давать тесты или длинные письменные задания?), происходили даже целые баталии на поле теорий - все-таки педагогика стала отдельной наукой, и огромной куче ученых нужно было не только отрабатывать свой хлеб, но и самореализовываться - как же без этого? Так, идеологи советского образования критиковали буржуазное образование за его классовость, а буржуазные идеологи пытались доказать, что образование в Советском Союзе подавляет личность. Все это было в какой-то степени верно, однако основа-то и там, и там оставалась незыблемой: класс, урок, мел, доска, ровные ряды парт.

Это неудивительно. Материальная база образования все это время оставалась одинаковой: основным носителем информации является бумага, как следствие, основными подручными средствами - учебник, тетрадь, карандаш, а это диктует и способы, каким материал преподается, и способы контроля, и то, как материал будет усваиваться детьми. От материального мира далеко не убежишь. Совсем недавно преподавание иностранного языка в школе представляло собой жалкое зрелище - отсутствие аудио-материалов, жуткие таблицы транскрипций иностранных звуков с известными всем рисунками-срезами горла и ротового аппарата человека превращали процесс изучения иностранного языка в разновидность изощренной пытки, в которой сложно понять, что от тебя требуется, и что за многохвостое чудовище этот иностранный язык.

Результат: люди в школе, как правило, учили иностранный язык годами, и так и не выучивали; сегодня же, если вы попадете в грамотную языковую школу, знакомую с компьютерами, современными хорошими пособиями и современными методами, вы можете освоить иностранный язык до приемлемого уровня за три-пять месяцев. Это возможно за счет современных технологий: аудио, видео и интерактивных компьютерных материалов, а также технологий, позволяющих вам общаться с носителями языка на расстоянии. Ну и, конечно, за счет того, что учителя, преподающие в таких школах, в свое время осознали, что традиционная методика преподавания, мягко говоря, не работает - и отказались от нее, приспособив свои методы под новую технологическую ситуацию.

Однако, как ни прискобрно признать, рядовые школы и рядовые учителя не спешат отказываться от старых методов преподавания. Опыт Японии показывает, что старого пса довольно сложно обучить новым трюкам, особенно если его не учить. Японское правительство, к сожалению, не организовало никаких курсов по освоению и применению современного оборудования - компьютерные доски просто завезли в школы и оставили на усмотрение учителей. Учителя же, лишенные направляющего руководства, предпочли оставить все, как есть. По сей день преподавание иностранного языка в японских школах ведется с использованием старых, грубых, заплесневелых методов. Большинство учителей считает, что интерактивные доски сложны в обращении, что необходимость их применения отсутствует, они не понимают возможностей этих досок, да и в обращении с обычными компьютерами эти учителя испытывают значительные трудности (так, многие не понимают, что такое операционная система, что такое браузер, не могут самостоятельно установить программу, не умеют искать информацию в интернете и т.д.)

Сейчас письмо от руки и чтение бумажных носителей - центральный элемент системы образования, ось, на которой держится весь этот древний классно-урочный колосс. Учитель пишет рукой на доске, ученики копируют с доски в тетрадь, либо же записывают лекцию на слух, все пометки делаются от руки, контроль осуществляется, опять-таки, на листках бумаги и от руки. И это - в цивилизации, в которой компьютер стал обыденностью, в которой дети способны не только печатать, но и взламывать веб-сайты, писать программы, создавать веб-странички, находить и скачивать любую информацию. Молодое поколение смеется над учителями, молодые люди, работающие сисадминами, рассказывают истории об учительницах, приходящих к ним и просящих "распечатайте мне интернет", как анекдоты.

Один из излюбленных приемов преподавателей в аудиториях - это запись (схематичная либо подробная) своей речи на доске (речь при этом сильно напоминает текст учебника или преподавательской методички), с тем, чтобы ученики скопировали записи с доски в тетрадь или записали речь учителя. Идет запись под диктовку определений, основных положений и т.д. В условиях использования компьютера это становится бессмысленным. Только полный идиот может использовать гигантский тачскрин-монитор как меловую доску, пальцем выводя на нем формулы и слова, когда эти слова и формулы можно вызвать к жизни одним нажатием кнопки, причем эти знаки будут четкими и печатными, а не кривовато изображенными рукой. Запись под диктовку или переписывание с доски в ситуации, когда все ученики объединены с учительским компьютером в сеть, также станет бессмысленной. Можно, конечно, печатать под диктовку. Однако здравый смысл возопит в людях - зачем печатать в ситуации, когда можно и нужно копировать?
Должен возопить.
По идее.
Хотя он не возопляет.
Практика показывает пока что обратное.

Об этом говорит, например, то, что такое серьезное учебное заведение, как Киотский Университет, не способно нормально огранизовать веб-конференцию и проводит ее по той же самой схеме, что и обычный урок: в аудитории на месте доски устанавливается экран, настраивается (в течение 40 минут с огромными помехами - "ой, что-то тут выскочило, какое-то сообщение...") связь с двумя другими университетами, а затем профессор садится в свое обычное кресло за столом, открывает на экране pdf-документ с рисунками из учебника, и начинает читать текст этого учебника, таким образом комментируя рисунки. А вся аудитория - три университета с тремя залами, полными студентов - смотрят на сменяющиеся на доске картинки, слушают профессора, и... записывают. Притом, что у каждого из них есть ноутбук. Как говорится, no comments.

Кто организует учебный процесс именно так? Правильно, преподаватели. Именно преподаватели в массе своей сопротивляются активному введению компьютерных технологий в образование и не проявляют намерений компьютеризовать процесс обучения.

Меж тем, использование компьютерных технологий могло бы решить громадные, уже назревшие проблемы современного образования. Например, одна из таких проблем - скорость усвоения материала. Современным детям необходимо усваивать огромный объем знаний, если они хотят действительно стать специалистами, и особенно, если хотят быть учеными. Сегодня в педагогике эта проблема не решается - ее просто убирают с пути, объявляя сокращение учебных программ и уменьшение требований к выпускникам школ. Всячески поощряются реакционные взгляды - мол, человек может усваивать только ограниченное количество знаний, ускорить процесс никак нельзя, надо смириться. Это не только вредное, но и ложное убеждение. Рациональный путь решения этой проблемы существует - внедрение соответствующих технологий позволило бы в разы увеличить скорость обучения. Пример - иностранные языки, которые сегодня не учит (причем успешно) только ленивый. Совсем недавно на полиглотов взирали как на полубогов; сегодня в интернете множество людей, общающихся на двух и более иностранных языках.

Вторая проблема - качество усвоения материала. Вопреки мнению "традиционных" учителей, при повышении скорости усвоения материала за счет новых технологий, материал усваивался бы лучше, а не хуже. Да, это потребовало бы сильно изменить методы преподавания, приспособив их под новые технологии. И да, это потребовало бы прохождения интенсивных курсов повышения квалификации учителей, а в дальнейшем и в идеале - замены старого поколения учителей, которое неспособно общаться с компьютерами, на новое поколение.

Третья проблема - утрата влияния на современное поколение, проблема отрыва школ от реального мира. Школа должна быть оплотом знаний, школа должна быть проводником в будущее. Дети только тогда смогут смотреть на учителя с уважением, когда он будет отвечать высокому званию учителя - то есть будет человеком, как минимум не отстающим от детей в развитии. Сегодня же влияние средств массовой информации, домашних ПК и интернета с отрывом пересиливает влияние учителей. Школа будет способна противостоять такому влиянию только в одном случае - если она будет вооружена аналогичными, а лучше - более сильными средствами. Недокомпьютеризация школ (а более - неумение массы учителей работать с компьютерами) приводит к тому, что школа ребенком воспринимается как "отсталость", в то время как он видит, что компьютеры - это будущее. Школа должна взять процесс компьютерного воспитания в свои руки, а это будет возможно только тогда, когда каждый учитель будет владеть компьютерной грамотой лучше, чем рядовой ребенок, и когда в распоряжении учителей окажутся сами компьютеры, а также научно разработанные программы и средства для работы с детьми. Учитель должен идти в авангарде в том, что касается повседневных технологий будущего. Нет ничего более жалкого и удручающего, чем зрелище учителя, который не владеет элементарными гражданскими навыками.

Четвертая проблема - формирование у детей системного мышления. В настоящий момент школа неспособна обеспечить качественное развитие ребенка. Полноценного системного мышления, абстрактного мышления не формируется. Ребенок не усваивает тех абстрактных понятий, которые он должен был бы усваивать в курсе школьного образования. Например, для многих детей слова "террор", "либерализм", "глоаблизация", "крестьянство" остаются мертвыми, бессмысленными словами, за которыми не стоит никакого реального значения. У учеников отсутствует понимание исторических реалий. Во многих случаях и у самих учителей отсутствует это понимание. Проблема здесь в том, что абстрактное мышление может развиваться только на основе конкретного, а если нет конкретных фактов и конкретного представления реальности, ребенок не может сделать правильные абстрактные обобщения. Так, чтобы понять, что такое "крестьянин", необходимо сначала ознакомиться с реалиями, с бытом того времени, понять, как человек жил, в чем состояла его ежедневная деятельность, как он одевался, как мыслил, что чувствовал. Чтобы понять, что такое "репрессии", нужно представлять себе соответствующую эпоху, со всеми ее технологиями и общественными отношениями (т.е. нельзя представлять себе, что злой Сталин отнял у всех сотовые телефоны, ребенку необходимо объяснить, что сотовых телефонов не было и т.д.). Если же этого не происходит, слова вроде "террор" в голове ребенка неминуемо вырождаются в бессмысленные ярлыки, не имеющие никакого отношения к истории, что создает прекрасную почву для манипулирования массами в политике.

Реализация потенциала компьютерных технологий могла бы принести огромную пользу во всех случаях, когда дело касается принципа наглядности представления материала. Ребенок должен иметь конкретные представления о конкретных предметах и реалиях жизни и истории. Можно и нужно разрабатывать интерактивные игры-симуляторы, дающие представление о том, как протекает жизнь того или иного человека в определенную историческую эпоху. Можно и нужно создавать интерактивные онлайн-музеи. Нужно создавать и интерактивные оффлайн-музеи (наподобие таких, какие уже создаются в Японии - с компьютерами-тачскринами, виртуальными гидами) - и не только по истории, но и в научных предметах, в физике, химии, биологии. Например, в городе Нагоя существует научный музей, в котором в частности находится огромная модель пищевательного тракта человека, которая на детей, посещающих музей и имеющих возможность воочию увидеть, как "пища" "путешествует" по пластмассовым гигантским органам, производит огромное впечатление и запоминается на всю жизнь. В этом музее стоит компьютерное оборудование, которое выдает по требованию аудио-лекцию, видео-объяснение (с основами химии), задает вопросы на проверку и т.д. К сожалению, таких музеев немного и в школьную программу не входит их посещение.
Нужно создавать и разрабатывать обучающие программы с применением всех тех достижений, какие есть в современной компьютерной технике изображения: так, химия давно плачет по 3D-моделям молекул и кристаллических решеток. Необходимо разрабатывать программы, наглядно моделирующие физические и химические процессы.

Кому все это надо и кто всем этим будет заниматься - вот вопрос. Это надо всем. Это надо детям, которые устали от "потокового производства", в которое их заключают с первого класса, и в котором они чувствуют себя винтиками системы; это надо учителям, до последней степени измученным рутинным бумагопроизводством, отсутствием возможностей профессионального роста и развития, не получающим по большому счету никакого реального удовлетворения от работы, кроме коротких моментов собственно общения с детьми (вне "обучения", которое они сами же и организуют); это надо родителям, заинтересованным в счастье для своих детей. Но все-таки, конечно, больше всего - учителям, как ключевым фигурам на уроке, без которых бы урок не мог свершиться. Без солдат никакой войны не будет Пока у нас еще не автоматизировали учительское дело, от учителей зависит все, и урок, как ни верти, будет проходить так, как желает учитель.  

Все горячие новости на nashmir.kz!

Категория: Аналитика | Просмотров: 728 | Добавил: nashmir | Рейтинг: 0.0 | |

Источник: http://badnews.org.ru, http://aridmoors.livejournal.com

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана