Газета "Наш Мир" br> Учредительную ассамблею 23 октября предстоит избрать гражданам Туниса. На ее депутатов возлагают очень большие надежды: они должны принять новую конституцию и организовать следующие президентские и парламентские выборы. В воскресенье, 23 октября, в Тунисе проходят выборы Учредительной ассамблеи, которая разработает проект новой конституции, определится с формой государственного устройства страны и подготовит следующие президентские и парламентские выборы.
Именно в этой стране в декабре 2010 года началась волна протестов, прокатившаяся по Северной Африке и Ближнему Востоку. Тунис станет первым из охваченных «арабской весной» государств, где должны пройти свободные выборы. Но даже в годы 23-летнего правления президента-диктатора бен Али Тунис был одной из самых прогрессивных стран арабского мира, особенно в том, что касалось положения женщин в обществе.
После свержения бен Али в январе 2011 года в стране были легализованы многие запрещенные при нем партии, появились новые. Всего более 100 политических движений участвуют в выборах; около десяти из них, как ожидается, смогут пройти в Учредительную ассамблею. Определенное число мандатов получат беспартийные кандидаты, всего в ассамблее будут заседать 217 депутатов.
«Обилие партий - нормальное явление после десятилетий диктатуры. В стране пока нет культуры политического компромисса», - объясняет Азим аль-Дифрауи (Asiem El Difraoui) из берлинского Фонда «Наука и политика». Эксперт ожидает, что более крупные политические блоки появятся в ближайшее время.
Самые высокие шансы - у исламистов
Несмотря на большое число партий, их можно разделить на три основных политических течения. Первая группа - это молодые революционеры социал-демократического толка, впервые пришедшие в политику. Вторая группа - это выступающие за либерализацию и модернизацию Туниса бывшие сторонники бен Али. Они обладают наибольшими финансовыми ресурсами.
Наконец, третья группа - это исламские партии, которым предрекают победу на предстоящих выборах, прежде всего «Ан-Нахда» («Возрождение»). В годы правления бен Али эта партия находилась под запретом, но в короткие сроки сумела стать самой многочисленной и самой хорошо организованной политической силой в Тунисе.
Впрочем, в партии есть два борющихся между собой крыла, констатирует Клаус Летцер (Klaus Loetzer) из немецкого Фонда имени Конрада Аденауэра. «Одна часть партии предпочитает турецкую модель и выступает за разделение государства и религии, - говорит Летцер, который руководит представительством фонда в Тунисе. - Более консервативное крыло требует ввести в Тунисе законы шариата».
Главное - восстановление экономики
В независимости от того, какие партии в итоге выиграют выборы, им придется заниматься прежде всего экономическими проблемами. Если при диктаторе бен Али рост экономики составлял в среднем 4-5% ежегодно, то из-за политических и социальных потрясений и резкого оттока туристов страна скатилась в рецессию, ее валютные запасы на исходе.
Следствие экономического спада - рост безработицы. В провинции, в городе Сиди-Бузид, в котором началась тунисская революция, молодые люди забыли о той исторической роли, которую они сыграли меньше года назад. Их куда больше беспокоит то, что работы как не было, так и нет. «Раньше был лишь один человек, который нам врал: бен Али. Теперь их сто. Мы хотели революцию, потому что у нас нет работы, а не потому, что нам нужна новая конституция», - жалуется молодой житель города по имени Мохаммед Амин Зири.
Между тем подготовка к выборам получила высокую оценку главы миссии наблюдателей Евросоюза, немца Михаэля Галера (Michael Gahler). «Для Туниса это исторически важные выборы, здесь началась "арабская весна", и Тунис первым проводит свободные выборы по демократическим стандартам», - заявил Галер еще перед началом работы миссии в Тунисе.
|