Газета "Наш Мир" br>
Неоднократно представители
высшего эшелона власти высказались в отношении российской науки,
дескать, она должна быть эффективной. Ведь в России всё ещё свыше 2
тысяч научных учреждений, между прочим, занимающих государственную
землю. Значит, наука должна быть самоокупаемой, работать на производство
и приносить доход.
В этом и состоит смысл проводимой реформы. Один из пунктов реформы
звучит так: «поддержка академической мобильности между РФ и Европейским
союзом». Ну, эта концепция, бесспорно, удалась, при чем старт получила
ещё в 90-е. Правда какая-то односторонняя «академическая мобильность»
(проще говоря, «утечка мозгов») вышла: ученные массово уезжают из
России, а из Евросоюза что-то никого не видать. И это не единственное
проявление «академической мобильности»: по мнению многих экспертов, и
даже признанию самого Фурсенко, ещё больший ущерб науке наносит
внутренняя «утечка мозгов».
Это когда молодые специалисты, вместо того, чтобы строить карьеру в
избранной специальности и получать ученные степени, уходят в более
прибыльные сферы, благо выбор есть. А жить на 50 у.е. в месяц (зарплата
младшего научного сотрудника без звания) вменяемый человек просто не
согласиться, да и физически это невозможно. Как следствие - средний
возраст кандидата наук в России - 53 года, а доктора - вообще 60. В РАН
же 60 - это возраст самого молодого сотрудника. О какой «эффективности»
тогда вообще может идти речь? Кстати, вернемся к вопросу эффективности и
окупаемости. Понятное дело, что оценка рентабельности той или иной
отрасли науки (которая на ладан дышит) дело субъективное, и так или
иначе, единого мнения на этот счёт у руководства страны нет. Но ещё
интереснее то, что даже когда то или иное направление признано
эффективным, на него перестают обращать внимание. Конкретный пример:
одной из приоритетных задач государства ещё с начала 90-х признана
борьба с терроризмом. За это время Центр конфликтологии РАН разработал
множество программ и издал десятки монографий, в создании которых
применялся опыт работников различных силовых структур. И что в
результате? Эта работа оказалась никому не нужной: программы не
применялись, монографии до читателя не дошли. А вы знаете, что у нас
создавались комиссии по социально-демографической политике, по
инновационной политике? Не слышали?
Не удивительно, ведь их ликвидировали вместе с итогами их работы. А
если говорить об окупаемости, то прежде, чем ждать от науки каких-то
доходов, неплохо бы создать работающий производственный сектор, хотя бы
немного отойдя от сырьевой экономической схемы, на которой сейчас всё и
держится. В общем, реформа или перестройка российской науки больше всего
напоминает ту самую Перестройку, приведшую к развалу Советского Союза.
На руинах его возникла та Россия, которую мы знаем сейчас. Но что же
будет, в таком случае, построено на руинах отечественной науки, и будет
ли вообще? Возможно, есть смысл реформаторам взять на вооружение принцип
Гиппократа - не навреди?
Все горячие новости на nashmir.kz!
|