Газета "Наш Мир" br>
Эта проблема обсуждалась на всероссийском конкурсе лучших воспитателей, завершившемся в минувшую пятницу
...Под торжественную музыку оглашается имя победителя. Симпатичная
женщина в коктейльном платье смущаясь выходит на сцену. Зрители,
аплодируя, встают. Среди них много нарядных дам. Это не кинопремия и не
конкурс красоты - чествуют победителей всероссийского конкурса
«Воспитатель года-2011». И мне кажется, что этот конкурс в чем-то важнее
и влиятельнее самого пафосного конкурса фотомоделей. Здесь не только
определяют лучшего (что довольно условно, потому что все приехавшие
воспитатели по сути своей - лучшие), но и знакомятся, делятся опытом.
Завязываются дружеские отношения - и личные, и профессиональные - на
многие годы.
60 «вторых мам»
Конкурс совсем молодой - его проводят только во второй раз.
Инициаторы - Минобрнауки РФ и Общероссийский профсоюз образования. За
звание лучшего воспитателя России боролись 60 участниц из различных
регионов.
Мне было интересно, а на основании чего строгое жюри выбирает
самого-самого. И вот первый этап - творческая презентация. Нужно
показать себя и свои методы работы с детьми. Второй этап - практические
занятия с малышами. Мастер-классы проводили в детсадах подмосковного
городка Московский. Каждая воспитательница старалась увлечь детишек
какой-нибудь интересной темой. Например, Ирина Виноградова из Московской
области рассказывала про народные игрушки, которые делают в области.
Елена Ворошило из Карелии провела занятие про свойства воздуха. А
Наталия Лебедева из Костромской области представила свой проект по
астрономии и средствам измерения времени.
После этого испытания определились лучшие из лучших - десятка
финалистов. В нее попали воспитатели из Московской, Костромской,
Пензенской, Вологодской и Ивановской областей, Пермского края, республик
Карелия и Марий Эл, Санкт-Петербурга и Ханты-Мансийского автономного
округа.
Но, конечно, участники конкурса не только соревновались. У
воспитателей из регионов была возможность пообщаться с методистами и
федеральными чиновниками. Обсуждали проблемы зарплаты, отсутствие
одобренных Минобром программ для детей «с особыми образовательными
потребностями» и вообще примерных образовательных программ для детсадов,
которые стали бы основой для работы педагогов на местах.
Чего не умеют родители
Последним и решающим этапом конкурса стал «круглый стол». На практике
педагоги уже показали себя - теперь им предстояло продемонстрировать
свой интеллект, навыки и лидерские качества. Начавшись с простого
вопроса - «В чем миссия воспитателя?», дискуссия все усложнялась:
участниц расспрашивали о методах работы с одаренными и отстающими детьми
и о том, стоит ли воспитывать и родителей, которые не всегда правильно
обращаются с чадами.
Тема взаимодействия с родителями оказалась больной для многих
воспитателей. «Они воспринимают детсады как камеры хранения, куда можно
сдать ребенка на несколько лет, чтобы мы его воспитали», - жаловались
педагоги. Прозвучали данные соцопроса, где детей просили рассказать, что
не умеют делать их родители. Результаты были неутешительные: самый
популярный ответ - «играть», второй по распространенности - «улыбаться» и
третий - «разговаривать со мной». Ну и что делать с такими папами и
мамами? Прежде всего вызывать на честную беседу - ведь, как правило,
родители проблемных детей прячутся от воспитателей, не желая слушать
неприятные новости.
Затронули в дискуссии и государственные стандарты - воспитательницы
высказывали свое мнение о том, нужны ли какие-либо стандарты в
дошкольном образовании. Мнения были разные. «Нельзя лишать ребенка
индивидуальности, чтобы облегчить нам труд!» - заявила одна
воспитательница. «Государственный стандарт полезен как общий ориентир
для педагогов из разных регионов и как метод контроля качества», -
считала другая. «Приказ существует, а мы как в армии - постараемся
исполнять», - шутила третья.
- Конечно, «круглый стол» был самым сложным испытанием! - делились
потом со мной впечатлениями участницы. - Это был очень ответственный
момент, ведь работа с родителями и детьми - по нашей части, а вот
разговоры на теоретические темы для нас непривычны. Мы же не управленцы,
мы - практики!
- Самый трудный вопрос - о новых государственных стандартах. Пока это
все достаточно далеко от нас, и мы не до конца понимаем, чего от нас
хотят. Нам требуется помощь методистов. Но в любом случае приятно, что к
нашему мнению прислушиваются.
Я спросила членов жюри, что им больше всего запомнилось за время конкурса.
- Самое показательное испытание, конечно, занятия с детьми. Когда ты
видишь, как у малышей загораются глаза при виде незнакомых воспитателей,
понимаешь, что имеешь дело с настоящими профессионалами, - сказала
Ольга Мельникова, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного
образования Московского института открытого образования.
- «Круглый стол» - тоже важный конкурс, - заметил Александр Машуков,
помощник ректора Челябинского института повышения квалификации и
переподготовки работников образования. - Конечно, считается, что
воспитатель должен иметь развитые коммуникативные навыки, но, как
правило, ему приходится общаться только с детьми и родителями. А
говорить о проблемах дошкольного образования перед широкой аудиторией -
непривычно. Но, мне кажется, это правильно, что у практиков спрашивают
мнения по методическим вопросам - только так можно достичь гармонии в
системе образования.
По мнению жюри, состязание - способ не только поощрить талантливых
воспитателей, но и привлечь внимание общественности к этой профессии,
поднять ее престиж.
В детсаду работать интересно
В результате обладательницей главного приза - «Хрустальной жемчужины»
- стала Наталья Помпеева, учитель-логопед детского сада «Снежинка» из
поселка Новоаганск (Ханты-Мансийский автономный округ).
- Что я сейчас ощущаю? Полную нереальность происходящего, -
поделилась со мной Наталья. - Представьте только - я приехала в Москву
из самой глубинки. От нашего поселка - 7 км до соседнего села, 50 км -
до ближайшего небольшого города и 200 км - до города Нижневартовска.
Население - 10 тысяч человек, две школы, три детских сада. И мне удалось
пройти все этапы конкурса и победить! Теперь я уверена: возможно все.
- Почему вы вообще решили стать воспитателем? Ведь это трудная и зачастую неблагодарная работа...
- Я сразу поняла, что это мое призвание. У моих родителей была
большая библиотека, я любила читать книги по педагогике, большое
впечатление на меня произвела «Педагогическая поэма» Макаренко. А потом я
засомневалась, стоит ли мне идти в школу или работать с дошкольниками.
Честно говоря, боялась, что школу не потяну. И вот оказалось, что
детсадовцы - действительно мое. Много училась - сначала в педучилище, и
должна сказать, что с точки зрения практики это куда более сильная школа
для педагога, чем институт. Потом окончила вышку в Ульяновском
педагогическом институте и получила специальность логопеда в
Новосибирском университете.
- Часто высказываются мнения, что современные дети, выросшие в мире
новых технологий, - это какое-то совершенно особое поколение, требующее
другого подхода к воспитанию. А вы что думаете?
- Да, все начали говорить: «Куда катится мир - дети не читают, не
хотят ничего учить, они другие». Но на самом деле все мы одинаковые.
Сейчас появились новые информационные возможности, для них это
естественная среда, и ее надо использовать как преимущество им на благо,
при обучении и воспитании. Но это такие же дети, как и 10 лет назад,
они играют, делают секретики (смеется). И так будет всегда.
- Дети всегда одни и те же, - соглашается с Натальей Ирина
Виноградова из Подмосковья. - Даже когда в чем-то бегут впереди нас,
ориентируются в компьютерном мире и т. д. И главные навыки, которым их
стоит научить еще в детском саду, - умение экспериментировать, задавать
вопросы, не бояться взрослых и ловко оперировать знакомыми понятиями. А
знания по конкретным предметам потом приложатся. Да и нам, педагогам,
всегда есть чему поучиться у детей, они все время изумляют. Вот забавный
случай из моей практики: как-то раз я проводила занятие по артикуляции,
рассказывала малышам про язычок, как он живет, высовывается, прячется в
домике, за забором из зубок. И тут мне один мальчик шепелявя говорит:
«А вы знаете, мой-то забор совсем дырявый!» Такой находчивости и
самоиронии могут позавидовать многие взрослые.
ЦИФРА
Сегодня в российских детсадах работают почти 600 тысяч воспитателей.
Дарья ВАРЛАМОВА
Все горячие новости на nashmir.kz!
|