В Казахстане собираются закрыть все православные храмы и молельные
комнаты в местах лишения свободы, вместе с ними будут закрыты и все
мусульманские "намаз-хана", комнаты для совершения намаза, ежедневной
пятикратной молитвы, обязательной для всех мусульман.
Как предполагает закон Республики Казахстан "О религиозной
деятельности и религиозных объединениях", подписаный президентом
Назарбаевым еще 13 октября, из всех учреждений уголовно-исполнительной
системы республики должны исчезнуть культовые помещения, в том числе и
около 60 православных домовых храмов и молельных комнат. "В парламент
документ попал еще в сентябре, мы пытались участвовать в его
общественных обсуждениях, но наша точка зрения не была услышана". –
Сообщил нашему корреспонденту секретарь Епархиального совета Астанайской
и Алматинской епархии протоиерей Александр Суворов.
Пока ни в епархию, ни в митрополичий округ не поступало сообщений о
закрытии конкретных храмов или комнат, а представители официальных
ведомств дают противоречивую информацию. Так комитет
уголовно-исполнительной системы МВД Казахстана в лице главы собственной
пресс-службы Галымжана Хасенова сообщает, что мечети и храмы в тюрьмах
закрываться не будут, в то время как заместитель председателя Агентства
по делам религий республики Марат Азильханов публично заявляет обратное и
подтверждает намерение государства все-таки закрыть "культовые
помещения".
Как известно, закон вступает в силу с 25 числа, "Хотели как лучше, а
получилось как всегда" – цитирует афоризм Черномырдина отец Александр,
объясняя причины неожиданного и, по сути, катастрофического решения
казахстанского правительства. В течение этого года западные регионы
страны столкнулись со вспышкой религиозного экстремизма, так, летом в
Актюбинской области произошли вооруженные столкновения группы ваххабитов
с полицией, с деятельностью ваххабитских же миссионеров связывают и
групповой побег заключенных из колонии близ города Актау на побережье
Каспийского моря. "Власти подозревают, что ваххабитские миссионеры
попали в тюрьму воспользовавшись возможностью для религиозных
организаций вести в местах лишения свободы постоянную работу,
государство решило ограничить возможности такой работы, – комментирует
отец Александр. – Западный Казахстан – это нефтяной регион, а нефть
здесь добывают компании из Саудовской Аравии, сюда приезжают саудовские
шейхи, они и спонсируют радикальных исламистов" – убежден он.
Курирующий работу с тюрьмами заместитель председателя по социальному
служению Астанайской и Алматинской епархии отец Владимир Заведич в 25
числа посетил следственный изолятор города Алма-Ата, его руководство
подтвердило, что православная молельная комната в алматинском СИЗО будет
закрыта: "Я имел возможность встретиться с заключенными в помещении
библиотеки, – рассказывает отец Владимир. – Я постарался успокоить
их, объяснить, что для того, чтобы молиться нам не обязательно иметь
комнату, и даже литургию в крайних обстоятельствах можно служить без
храма. Я напомнил им раннехристианские времена, когда ученики апостолов
собирались в катакомбах и опыт новомучеников, которые в сталинском
ГУЛАГе тайно служили литургии, не имея престола и антиминса, на груди
друг у друга, так как человек – это и есть храм Святого Духа". Как
поступит руководство СИЗО с бывшей молельной комнатой отец Владимир еще
не знает: "Другое дело, что в некоторых тюрьмах были построены храмы,
как их будут использовать? Хочется верить, в них не станут открывать
клубы или зернохранилища, как при Сталине" – вздыхает он. В тех
тюрьмах, где храмов не было, а стало быть и не было возможности
совершать Евхаристию, в "молельных комнатах", то есть специально
оборудованных, но не освященных как храм помещениях, священнослужители,
как правило, совершали требы, крестили, исповедовали и причащали
заключенных, заранее освященными дарами. "Руководство СИЗО пообещало,
что мы сможем продолжить нашу работу, но только теперь нам придется
собираться в помещениях для этого не предназначенных" – объясняет отец
Владимир. "Ваххабизм – это мусульманская проблема, и почему должны
страдать православные христиане из-за нее я не понимаю – возмущается
он. – Мы не террористы, а как раз наоборот. Человек, попадая в тюрьму,
теряется, он попадает в криминальное окружение и вероятность, того, что
он будет втянут в еще худшие вещи, чем те за которые он получил срок –
очень велика. В тюрьмах православные священнослужители предлагают
людям альтернативу, они несут опыт преображения человека, и очень многие
заключенные, общаясь с ними действительно меняются, я это говорю как
практикующий тюремный священник".
Заметим, что кроме всего прочего, 7 статья нового закона накладывает
ограничения не только на тюремное служение, но и на проведение крестных
ходов, теперь на каждый из них придется брать разрешение в местных
органах власти, равно как и в целом ограничивает возможность проведения
молебнов и церковных обрядов вне зданий православных храмов. Как
опасаются в Церкви, эта логика может стать поводом для лавинообразного
закрытия православных домовых храмов и в других государственных
учреждениях, таких как детские дома и больницы.