Газета "Наш Мир" br>
Полковник Мауммар Каддафи погиб
в бою за родной Сирт, который силы мятежников при помощи натовской
авиации и спецназа непрерывно атаковали на протяжении целых двух
месяцев. Даже те тщательно отобранные, смонтированные кадры, которые
передавала в эфир ведущая подлинную информационную войну против
Джамахирии катарская "Аль-Джазира”, не оставляли сомнений: Сирт сделался
для Ливии своим Сталинградом. Если не по числу участвующих в сражении с
обеих сторон войск, то по ожесточённости боёв и степени разрушения
города точно. Несмотря на то, что члены Переходного Национального Совета
и западные СМИ объявляли Сирт окончательно павшим с начала сентября
раз, наверное, двадцать, было ясно, что город, обороняемый сторонниками
Каддафи, держится. И, видимо, в некоторых его районах сопротивление
будет продолжаться ещё какое-то время после гибели полковника.
Не
побоюсь громких слов: мы присутствуем при рождении легенды, которой
суждено жить долго, многие и многие годы. Постмодернистская эпоха –
эпоха кривляний, подражаний и имитаций - успела изрядно отучить нас от
того, что в политике и жизни есть место настоящему героизму и настоящим
героям. Каддафи, в отличие от всех остальных правителей стран,
подвергшихся натовской агрессии за последние десятилетия, был твёрд до
конца и слово своё сдержал - умер на родной земле, предпочтя смерть
позору сдачи в плен или бегства из страны.
Если смотреть правде в
глаза, то шансов устоять в этой войне у харизматического полковника не
было. И это обстоятельство ещё лучше оттеняет истинный масштаб его
личности. То, что Джамахирия, не обладавшая ни мощным ВПК, ни сильной,
первоклассно вооружённой армией, ни сопоставимым с агрессором
информационно-политическим ресурсом, продолжает сопротивление уже
полгода (и наверняка будет продолжать и после смерти главы Каддафи),
демонстрируя при этом поистине феноменальную для арабского Востока силу
духа, доказывает только одно – система народовластия в Ливии
действительно существовала, и большая часть ливийцев действительно
поддерживала и поддерживает Каддафи. В иных обстоятельствах власть
кровавого диктатора, опирающегося исключительно на полицейское насилие в
отношении собственных сограждан, коим пытаются выставить главу
Джамахирии прозападные СМИ, рухнула бы в одночасье. В действительности
же уже через месяц после начала мятежа верные Каддафи воинские части
безостановочно гнали редкие отряды мятежников и наёмников из арабских
стран на восток, к Бенгази, откуда последние были уже готовы
эвакуироваться в Египет. И только прямое военное вмешательство НАТО,
ставшее возможным благодаря известной резолюции Совбеза ООН от 17 марта,
позволило вначале спасти мятежников от окончательного разгрома и
установить на фронте определённый паритет, а затем, собравшись с силами,
перейти в наступление.
Кажущийся многим совершенно
противоестественным в данной ситуации союз политиков Запада с разного
рода радикальными исламистами вплоть до террористической "Аль-Каиды”,
которая официально до сих пор числится едва ли не основным источником
внешней угрозы для США, на самом деле абсолютно логичен. Более того,
против режима Каддафи в лице Запада и исламистов сомкнулись его самые
последовательные и непримиримые враги.
Если природа вражды
европейских лидеров к революционеру, создателю ливийского социализма, не
гнушавшемуся отвечать терактами на бомбардировки своей страны, понятна,
то причина выступления против вождя Джамахирии исламистов требует
некоторого пояснения.
Дело здесь в том, что начавшая подниматься с
конца XX века крайней агрессивная, воинствующая идеология
"политизированного ислама” в основе своей начисто отрицает любые
светские принципы образования государства, будь-то социализм,
либерализм, демократия и т.д.
Цель исламистов – сам ислам, чьё
понимание государственной и социальной организации с их точки зрения
исчерпывающе отражено в шариате. Исламисты, в сущности, и не скрывают,
что всё, в той или иной степени противоречащее законам шариата, должно
быть уничтожено. А поскольку на сегодняшний день все без исключения
государства мусульманского мира этим требованиям не отвечают либо
полностью, либо частично (даже Саудовская Аравия с её бесконечно
плодящимся королевским семейством на самом деле не отвечает), то их
разрушение становится для исламистов прямым религиозным долгом,
проистекающих из их мировоззрения и понимания природы вещей.
Современный
исламский мир находится в состоянии шизофренической раздвоенности,
которой во многом и объясняются причины перманентных смут, происходящих
во многих его странах. Дело том, что в большинстве государств, где
подавляющая часть населения исповедует мусульманскую религию, существуют
государственные системы европейского образца. То есть, с конституциями,
президентами, парламентами, принципом разделения властей и всеобщим
избирательным правом, действующим хотя бы формально. Но как раз всё это
(конституции, президенты, парламенты, разделение властей и свободные
выборы) – в корне противоречит принципам шариата, который своим идеалом
видит даже не государство, а некую общность (умму) людей, живущих по его
законам.
Мусульманский мир, обильно напитавшийся в XX веке
различными европейскими теориями и учениями (будь то хоть либерализм,
хоть социализм) и во многом вынужденно перенявший западные модели
государственного устройства, попал в цивилизационную ловушку. В ответ на
поверхностную вестернизацию из его глубин поднялись самые тёмные и
дремучие силы, мечтающие в XXI веке возродить порядки VII века.
Ваххабиты, салафиты, "братья-мусульмане" – названия и частные
разногласия между этими течениями в данном случае не важны. Важно
другое: они – непримиримые и фанатичные противники любой светскости,
любого отступления от шариатских догм в мусульманском мире, пусть даже
те и продиктованы вполне естественными причинами социально-исторического
прогресса. Поэтому внутренняя деструкция мусульманских стран во многом
предопределена изначально. И порождена, главным образом, отходом этих
стран от принципов ислама.
Именно на эти силы деструкции и
социального регресса и сделали ставку западные политики, которые в
данном случае для достижения поставленных целей не брезгуют никакими
средствами. Причём, союз между исламистами и Западом оказался характерен
не только для Ливии, но и для Египта с Сирией, где тараном для
свержения правящих режимов служили и служат, главным образом,
религиозные фундаменталисты. Излишне говорить, что ливийская Джамахирия,
возглавляемая человеком, создавшим в это североафриканской стране свой
собственный, "немарксистский социализм”, пусть и с арабо-мусульманской
спецификой, была ненавистна фанатикам. Ведь социализм, народный вождь и
народные комитеты – это совсем не по шариату.
Исламисты из так
называемого Переходного Национального Совета собственно, своих планов и
не скрывают, собираясь, в частности, отменить все законы, так или иначе
противоречащих религиозным догмам. Например, действовавший в Джамахирии
запрет на многожёнство.
Можно не сомневаться, что Ливия при такой
власти теперь окончательно превратиться в руины и, быть может, вообще
прекратит существование как централизованное государство, наряду с
Афганистаном, Ираком и Сомали погрузившись в пучину многолетней
межплеменной войны, социального регресса и самого дикого религиозного
мракобесия. Экстравагантный, но волевой полковник на фоне этого
мрачного, но неизбежного в подобных условиях будущего, будет смотреться
поистине титаном из ушедшего в историю XX века – века великих идей,
модерна, науки и прогресса.
И, безусловно, ему суждено стать
первой настоящей легендой XXI века, арабским Эрнесто Че Геварой и
Сальвтором Альенде в одном лице. Я не сомневаюсь, что даже в нашем
постмодернистском мире его подвиг ещё найдётся кому оценить.
Игорь Бойков
Все горячие новости на nashmir.kz!
|