Газета "Наш Мир" br>Тысячелетняя история британской монархии оказалась на пороге новой главы, поскольку в ближайшем будущем у сыновей и дочерей монарха будут равные права на престолонаследие.
Помимо собственно Британии, еще 16 стран Содружества, где главой государства является британская королева, должны будут внести соответствующие изменения в свое законодательство.
Однако эксперты-юристы признают, что они еще точно не знают, какой именно закон нужно изменить, чтобы нововведения вступили в силу.
Главная проблема заключается в том, что право первородства, дающее сыновьям возможность стать монархом, даже если у них есть старшие сестры, основано на английском прецедентном праве, которое в течение многих веков регулирует право старшего сына на наследование недвижимости.
То есть даже при наличии старших сестер младшие сыновья получают корону точно так же, как если бы эта была оставленная по завещанию недвижимость или просто наследство.
Уже найдены девять подходящих к случаю уложений, самое старое из которых датируется 1689 годом, однако эксперты признают, что этот список может пополниться.
Пока же он выглядит так: Билль о правах 1689 г., Акт о престолонаследии 1701 г.; Закон о королевской присяге 1689г.; Закон об англо-шотландской унии 1706 г.; Закон первоочередности принцессы Софии 1711 г.; Закон о королевских браках 1772 г.; Закон об англо-ирландской унии 1800 г.; Закон о вступлении на престол 1910 г. и Закон о регентстве 1937 г.
Если бы да кабы…
Естественно, британская история была бы совершенно иной, если бы равные права на престолонаследие существовали раньше.
Начать с того, что не было бы ни Генриха VIII, ни Карла I, поскольку и у того и у другого были старшие сестры. Вместо Генриха VIII, образовавшего англиканскую церковь, на троне восседала бы его старшая сестра Маргарэт.
Правление в XVII веке Карла I привело страну к тяжелой гражданской войне, но у него тоже была старшая сестра - Елизавета Стюарт, прозванная «Зимней королевой» во время ее короткого правления в Богемии.
Первым ребенком королевы Виктории тоже была девочка - родившаяся в 1840 году принцесса Виктория, которая впоследствии вышла замуж за императора Германии Фридриха III. Но если бы она стала королевой, то корона потом перешла бы к ее сыну - тогдашнему кайзеру Германии Вильгельму II.
Если бы Германия и Британия находились под управлением одного и того же человека, то, вероятнее всего, не было бы ни Первой мировой войны, ни Второй.
А для нынешней королевской семьи равные права на престолонаследие могли бы означать следующее: сын королевы Эндрю, герцог Йоркский, ныне являющийся четвертым в очереди на престол, отодвинулся бы на восьмое место, пропустив вперед свою старшую сестру принцессу Анну, ее двоих детей - Питера Филлипса и Зару Филлипс и дочку Питера Саванну.
Младший сын королевы Елизаветы Эдвард, граф Уэссекский, отодвинулся бы с седьмого места на десятое и встал бы после принца Эндрю и его двух дочерей - принцесс Беатрисы и Евгении.
Брак с католиком
Швеция стала первой европейской монархией, объявившей в 1980 году о том, что мальчики и девочки будут пользоваться равными правами престолонаследия. За ней последовали Норвегия, Нидерланды, Бельгия, Дания и Люксембург.
Что касается отмены запрета на монарший брак с католиком, то для этого пришлось бы изменить Акт о престолонаследии 1701 г ., давший Ганноверской династии право престолонаследия и закрепивший английский престол за протестантами, чтобы не допустить на трон короля-католика Якова II и его детей.
Акт был принят во время правления бездетного короля Вильгельма III Оранского. Его преемницей была свояченица Анна, но все ее дети умерли в детстве.
Впрочем, в Британии законы не принимаются быстро, так что вряд ли в ближайшие четыре года нововведение вступит в силу, а за это время, возможно, станет ясно, насколько принципиально важны эти изменения для принца Уильяма и его супруги герцогини Кембриджской.
|