Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Газета "Наш Мир" br>Центрально-азиатское турне госсекретаря США Хиллари Клинтон в конце октября оставляет стойкое ощущение того, что американцы намерены коренным образом перекроить геополитическое пространство региона. В результате его конфигурация может оказаться отнюдь не такой, какой она была после распада СССР и России придется иметь дело с совершенно новой геополитической реальностью.
О целях визита Х.Клинтон говорит сама его география. Американский госсекретарь посетила Пакистан, Афганистан, Таджикистан и Узбекистан. Пограничные с Афганистаном Узбекистан и Таджикистан - это территория транзита войск и вооружений США и НАТО в Афганистан по так называемой Северной распределительной сети (Northern Distribution Network - NDN). Особенно важен на этом маршруте Узбекистан: по оценкам некоторых американских чиновников, через эту страну проходит сейчас более 90 процентов грузов НАТО для Афганистана. Судя по всему, противоречия между США и Узбекистаном, возникшие после подавления волнений в Андижане (май 2005 г.), преодолены. Для Вашингтона это имеет тем большее значение, чем ограниченнее возможности переброски войск и вооружений в Афганистан по Южной сети поставок через Пакистан.
Тенденция улучшения отношений между Узбекистаном и Западом заметна, по крайней мере, на протяжении двух последних лет, а осенью 2011 года она стала особенно отчетливой. Активизация контактов между Вашингтоном и Ташкентом происходила на фоне явного охлаждения отношений Узбекистана с Россией. Весной-летом в Ташкент зачастили американские делегации, представлявшие госдепартамент США, Конгресс, Белый дом, а также гости из Великобритании. Результат налицо: к началу осени свернутые шесть лет тому назад отношения Узбекистана с Западом были восстановлены в полном объеме.
22 сентября 2011 г. Конгресс США принял решение отменить ограничения на предоставление военной помощи Узбекистану, введенные в 2004 г. В Вашингтоне говорят, что это решение вызвано необходимостью обеспечить безопасность Северной распределительной сети. Еще раньше, в октябре 2009 г., санкции на поставки Узбекистану оружия отменил Евросоюз.
28 сентября состоялся телефонный разговор президентов Узбекистана и США, по итогам которого они заявили о планах продолжения «открытого и полноценного политического диалога», а также заинтересованности в дальнейшем наращивании партнерства «на принципах взаимного уважения». Б. Обама выразил И. Каримову признательность за участие «в урегулировании афганской проблемы и оказании помощи Афганистану в мирном восстановлении страны», подчеркнув при этом ключевое значение республики для «обеспечения стабильности и безопасности в регионе». Кроме того, президенты договорились об активизации торгово-экономического сотрудничества и «налаживании диалога между гражданскими обществами».
По итогам двухдневного визита Х.Клинтон в Ташкент не было подписано никаких документов. Помимо переговоров с президентом Узбекистана госсекретарь США посетила центр здоровья женщин, открыла совместное предприятие «General Motors Powertrain Uzbekistan» по производству двигателей и встретилась с местными правозащитниками. Толку от последней встречи, по признанию одного из членов американской делегации, было мало, но это и неважно: тема демократии и прав человека в отношениях Вашингтона с Ташкентом вообще отошла далеко на задний план.
Главной темой переговоров Х.Клинтон в Ташкенте стало военное и экономическое сотрудничество, сфокусированное на Афганистане. В преддверии намеченного на 2014 г. частичного вывода американских войск из Афганистана США создают опорные пункты на маршруте вывода. Если в качестве такого маршрута в Пентагоне рассматривают коммуникации Северной распределительной сети, то напомним, что на трёх ветках этого пути данная транспортно-логистическая сеть захватывает территории девяти стран бывшего СССР - Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана, Российской Федерации, Азербайджана, Грузии, Украины и Латвии. При это полностью покидать Центрально-Азиатский регион после 2014 г. американцы, по мнению аналитиков, вовсе не собираются. «США интенсивно готовятся к периоду, который наступит по окончании активных военных действий с участием НАТО на Гиндукуше», - говорит немецкий эксперт по Центральной Азии Гюнтер Кнабе.
В отсутствие у США планов по созданию в Узбекистане и/или Таджикистане военных баз аналитики не верят. По словам того же Гюнтера Кнабе, «у США есть выраженный интерес к тому, чтобы получить военную базу в Узбекистане или, в худшем случае, право на перелеты и посадку военных самолетов». Х. Клинтон, по мнению немецкого эксперта, в ходе переговоров с президентами Узбекистана и Таджикистана пыталась найти приемлемое решение этой проблемы. Схожую точку зрения в интервью «Независимой газете» высказал известный специалист по Центральной Азии Александр Князев. По его мнению, стратегической целью политики США является создание сети своих военных объектов в странах региона, с помощью которых они могут «сдерживать» Россию, Китай и Иран.
В американском проекте Узбекистан и Таджикистан должны быть отъединены от остальной постсоветской Центральной Азии и образовать единый геополитический район с Афганистаном и Пакистаном - в интересах, как утверждается, прокладки «нового Шёлкового пути»... Некоторые ключевые элементы инфраструктуры этого пути уже выстроены, например 80-километровая железная дорога Мазари-Шариф - Термез. Термез - стратегически важнейший железнодорожный узел на узбекско-афганской границе; большая часть вооружения, военной техники, имущества и войск, направляемых по Северной сети для Афганистана, идут именно через Термез; здесь также расположена немецкая военная база.
Воплощение идеи «нового Шёлкового пути» приведёт к кардинальному геополитическому сдвигу в южной части СНГ и переориентации расположенных здесь государств на другие центры силы. Фактически этот процесс уже идет. Туркмения, например, в случае реализации проекта «Набукко» и расширения китайского газопровода экономически будет ориентирована на КНР и ЕС, а не на Россию, как раньше. Такая переориентация не исключена и для других стран региона, причем конкуренция за влияние на них развернётся между Западом (США/ЕС) и Китаем - с исключением России из числа активных игроков. Базы США в таком случае обеспечат военное присутствие НАТО и экономические интересы западных ТНК в Центральной Азии.
Категория: В мире |
Просмотров: 481 |
Добавил: serj
| Рейтинг: 0.0 |
|