Вот уже шесть десятилетий 28 октября в Греции отмечают День «Охи» («Нет», в переводе с греческого языка), национальный праздник, посвященный сопротивлению греков Германии и Италии в годы Второй мировой войны. В этом году праздник прошел с дополнительной антинемецкой окраской. Греки категорически против соглашения, подписанного в среду в Брюсселе, так как считают, что оно принесет им закабаление Евросоюзом. Особенно решительно они настроены против Берлина, который считается неофициальным лидером еврозоны и ЕС.
Шрамы от немецкой оккупации еще не до конца зажили в сердцах многих греков. Сейчас к ним добавилось недовольство немцами, которые, как твердо уверены в Элладе, хотят воспользоваться тяжелым положением страны и дешево скупить острова и культурные ценности. Вернувшийся из Брюсселя премьер-министр Георгиос Папандреу столкнулся с таким враждебным отношением к соглашению, что был вынужден разъяснять соотечественникам свою позицию по национальному телевидению. Он заявил, что ни о какой потере суверенитета не может идти и речи, что тройка в составе ЕС, ЕЦБ и МВФ вовсе не закабалила Грецию, а будет оказывать ей до 2020 года исключительно финансовую и техническую помощь, и что все важные решения будет по-прежнему принимать греческое правительство.
Убедить, что никто не посягает на суверенитет греков, премьеру удалось немногих. В Салониках манифестанты сорвали военный парад в честь Дня «Охи», встретив президента Греции Каролоса Папулиаса, кстати, бывшего в годы войны партизаном и боровшегося с оккупантами, гневными криками: «Предатель». В Афинах студенты, проходя по главной площади у здания парламента Греции, демонстративно отвернулись от трибуны, на которой стояли министры и видные политики. В стране все чаще можно услышать призывы к бойкоту немецких товаров. В греческой печати популярны карикатуры, на которых представители ЕС, ЕЦБ и МВФ изображены в форме солдат вермахта Второй мировой войны, а министр финансов Греции Эвангелос Венизелос приветствует их фашистским салютом.
Если отбросить демагогию и популистские разговоры, то действительно трудно найти в новейшей истории Европы пример, когда одна из стран, чтобы избежать дефолта, отдавала так много суверенитета. Все решения правительства Греции находятся под пристальным вниманием наблюдателей ЕС. Европейцы, однако, считают, что уступка маленькой доли суверенитета является слишком легкой ценой за спасение Греции от банкротства. Впрочем, многие даже в самой Элладе считают, что на самом деле протестующими греками двигают не только патриотические мотивы. Они уже больше года затягивают пояса и уже давно, как выразилась одна из греческих газет, «в поисках денег дошли до обследования последней дырки в кармане», а в правительстве им снова и снова говорят, что этого мало и что нужно экономить еще больше. Несмотря на многочисленные демонстрации и акции протеста, нередко перерастающие в столкновения с полицией, парламент Греции принял новый пакет мер жесткой экономии, благодаря которому Афинам удалось получить от ЕС и МВФ очередной, шестой по счету транш в сумме 8 млрд. евро. Миллионы простых греков недовольны тем, что, кроме дальнейшего замораживания пенсий, социальных выплат и зарплат, на этот раз работников коммунальных служб, еще 30 тысяч госслужащих окажутся на улице. Вместе с уволенными ранее примерно 70 тысячами госслужащих число жертв помощи извне вырастет до 100 тысяч человек, что для маленькой Греции конечно же очень много.