Полковник Муаммар Каддафи погиб в бою за родной Сирт, который силы
мятежников при помощи натовской авиации и спецназа непрерывно атаковали
на протяжении целых двух месяцев. Даже те тщательно отобранные,
смонтированные кадры, которые передавала в эфир ведущая подлинную
информационную войну против Джамахирии катарская "Аль-Джазира”, не
оставляли сомнений: Сирт сделался для Ливии своим Сталинградом. Если не
по числу участвующих в сражении с обеих сторон войск, то по
ожесточённости боёв и степени разрушения города точно. Несмотря на то,
что члены Переходного Национального Совета и западные СМИ объявляли Сирт
окончательно павшим с начала сентября раз, наверное, двадцать, было
ясно, что город, обороняемый сторонниками Каддафи, держится. И, видимо, в
некоторых его районах сопротивление будет продолжаться ещё какое-то
время после гибели полковника.
Не побоюсь громких слов: мы присутствуем при рождении легенды,
которой суждено жить долго, многие и многие годы. Постмодернистская
эпоха – эпоха кривляний, подражаний и имитаций - успела изрядно отучить
нас от того, что в политике и жизни есть место настоящему героизму и
настоящим героям. Каддафи, в отличие от всех остальных правителей стран,
подвергшихся натовской агрессии за последние десятилетия, был твёрд до
конца и слово своё сдержал - умер на родной земле, предпочтя смерть
позору сдачи в плен или бегства из страны.
Если смотреть правде в глаза, то шансов устоять в этой войне у
харизматического полковника не было. И это обстоятельство ещё лучше
оттеняет истинный масштаб его личности. То, что Джамахирия, не
обладавшая ни мощным ВПК, ни сильной, первоклассно вооружённой армией,
ни сопоставимым с агрессором информационно-политическим ресурсом,
продолжает сопротивление уже полгода (и наверняка будет продолжать и
после смерти главы Каддафи), демонстрируя при этом поистине
феноменальную для арабского Востока силу духа, доказывает только одно –
система народовластия в Ливии действительно существовала, и большая
часть ливийцев действительно поддерживала и поддерживает Каддафи. В иных
обстоятельствах власть кровавого диктатора, опирающегося исключительно
на полицейское насилие в отношении собственных сограждан, коим пытаются
выставить главу Джамахирии прозападные СМИ, рухнула бы в одночасье. В
действительности же уже через месяц после начала мятежа верные Каддафи
воинские части безостановочно гнали редкие отряды мятежников и наёмников
из арабских стран на восток, к Бенгази, откуда последние были уже
готовы эвакуироваться в Египет. И только прямое военное вмешательство
НАТО, ставшее возможным благодаря известной резолюции Совбеза ООН от 17
марта, позволило вначале спасти мятежников от окончательного разгрома и
установить на фронте определённый паритет, а затем, собравшись с силами,
перейти в наступление.
Кажущийся многим совершенно противоестественным в данной ситуации
союз политиков Запада с разного рода радикальными исламистами вплоть до
террористической "Аль-Каиды”, которая официально до сих пор числится
едва ли не основным источником внешней угрозы для США, на самом деле
абсолютно логичен. Более того, против режима Каддафи в лице Запада и
исламистов сомкнулись его самые последовательные и непримиримые враги.
Если природа вражды европейских лидеров к революционеру, создателю
ливийского социализма, не гнушавшемуся отвечать терактами на
бомбардировки своей страны, понятна, то причина выступления против вождя
Джамахирии исламистов требует некоторого пояснения.
Дело здесь в том, что начавшая подниматься с конца XX века крайней
агрессивная, воинствующая идеология "политизированного ислама” в основе
своей начисто отрицает любые светские принципы образования государства,
будь-то социализм, либерализм, демократия и т.д.
Цель исламистов – сам ислам, чьё понимание государственной и
социальной организации с их точки зрения исчерпывающе отражено в
шариате. Исламисты, в сущности, и не скрывают, что всё, в той или иной
степени противоречащее законам шариата, должно быть уничтожено. А
поскольку на сегодняшний день все без исключения государства
мусульманского мира этим требованиям не отвечают либо полностью, либо
частично (даже Саудовская Аравия с её бесконечно плодящимся королевским
семейством на самом деле не отвечает), то их разрушение становится для
исламистов прямым религиозным долгом, проистекающих из их мировоззрения и
понимания природы вещей.
Современный исламский мир находится в состоянии шизофренической
раздвоенности, которой во многом и объясняются причины перманентных
смут, происходящих во многих его странах. Дело том, что в большинстве
государств, где подавляющая часть населения исповедует мусульманскую
религию, существуют государственные системы европейского образца. То
есть, с конституциями, президентами, парламентами, принципом разделения
властей и всеобщим избирательным правом, действующим хотя бы формально.
Но как раз всё это (конституции, президенты, парламенты, разделение
властей и свободные выборы) – в корне противоречит принципам шариата,
который своим идеалом видит даже не государство, а некую общность (умму)
людей, живущих по его законам.
Мусульманский мир, обильно напитавшийся в XX веке различными
европейскими теориями и учениями (будь то хоть либерализм, хоть
социализм) и во многом вынужденно перенявший западные модели
государственного устройства, попал в цивилизационную ловушку. В ответ на
поверхностную вестернизацию из его глубин поднялись самые тёмные и
дремучие силы, мечтающие в XXI веке возродить порядки VII века.
Ваххабиты, салафиты, "братья-мусульмане" – названия и частные
разногласия между этими течениями в данном случае не важны. Важно
другое: они – непримиримые и фанатичные противники любой светскости,
любого отступления от шариатских догм в мусульманском мире, пусть даже
те и продиктованы вполне естественными причинами социально-исторического
прогресса. Поэтому внутренняя деструкция мусульманских стран во многом
предопределена изначально. И порождена, главным образом, отходом этих
стран от принципов ислама.
Именно на эти силы деструкции и социального регресса и сделали ставку
западные политики, которые в данном случае для достижения поставленных
целей не брезгуют никакими средствами. Причём, союз между исламистами и
Западом оказался характерен не только для Ливии, но и для Египта с
Сирией, где тараном для свержения правящих режимов служили и служат,
главным образом, религиозные фундаменталисты. Излишне говорить, что
ливийская Джамахирия, возглавляемая человеком, создавшим в это
североафриканской стране свой собственный, "немарксистский социализм”,
пусть и с арабо-мусульманской спецификой, была ненавистна фанатикам.
Ведь социализм, народный вождь и народные комитеты – это совсем не по
шариату.
Исламисты из так называемого Переходного Национального Совета
собственно, своих планов и не скрывают, собираясь, в частности, отменить
все законы, так или иначе противоречащих религиозным догмам. Например,
действовавший в Джамахирии запрет на многоженство.
Можно не сомневаться, что Ливия при такой власти теперь окончательно
превратиться в руины и, быть может, вообще прекратит существование как
централизованное государство, наряду с Афганистаном, Ираком и Сомали
погрузившись в пучину многолетней межплеменной войны, социального
регресса и самого дикого религиозного мракобесия. Экстравагантный, но
волевой полковник на фоне этого мрачного, но неизбежного в подобных
условиях будущего, будет смотреться поистине титаном из ушедшего в
историю XX века – века великих идей, модерна, науки и прогресса.
И, безусловно, ему суждено стать первой настоящей легендой XXI века,
арабским Эрнесто Че Геварой и Сальвтором Альенде в одном лице. Я не
сомневаюсь, что даже в нашем постмодернистском мире его подвиг ещё
найдётся кому оценить.