Газета "Наш Мир" br>Если судить по советскому качеству местного сервиса, в гостинице Аральска туристы не бывали уже очень давно. Матрасы продавлены, постельное белье не отличается чистотой, но главное - это пейзаж, который открывается при взгляде из покосившегося окна: улица и крыши занесены песком, который, если задует ветер, погружает город в сумерки уже в пять часов вечера. Те немногие жители, что до сих пор не решили переехать, вспоминают, как 15 лет назад перед постояльцами гостиницы открывался вид на море.
Хотя город и не был главным курортом советского Казахстана, он все же был довольно оживленным местом с собственным портом. Сегодня все оказалось под властью соли и песка. В результате форсированного развития сельского хозяйства в СССР и прежде всего расширения посадок хлопка и риса Аральское море потеряло 88% площади и 90% объема. Тем не менее, казахское правительство не оставляет мечты вернуть синие цвета на эту суровую и блеклую картину.
«Сегодня уровень воды в северной части Аральского моря достигает 42 метров. Если нам удастся поднять его до 50 метров, это даст возможность кораблям заходить в городской порт», - говорит координатор проектов по восстановлению моря в Министерстве сельского хозяйства Казахстана Серикбай Смайлов. При помощи Всемирного банка Астана уже начала строительство плотины длиной 17 километров и высотой 6 метров у точки, где в Аральское море впадает Сырдарья (одна из крупнейших рек региона). Цель проекта - задержать воды Сырдарьи в северной части моря и не дать им попасть в огромный южный участок, спасти который уже совершенно точно не удастся.
Соленость воды удалось снизить
Как сообщают в Международном фонде спасения Арала, благодаря этой инициативе объем воды в северной части остается неизменным уже восемь лет. Кроме того, в море появилось семь новых видов рыб, соленость воды уменьшилась в пять раз, а улов повысился в 12 раз. Позднее Казахстан намеревается построить чуть севернее вторую плотину, к которой впоследствии будет подведен канал для ирригации города. Реализованы эти пока еще более чем туманные проекты будут не ранее, чем через 15 лет.
Поэтому местные рыбаки с такой надеждой и недоверием выслушивают обещания о возрождении Аральского моря. «Количество рыбы становится все меньше, к тому же нам попадаются те же самые виды», - утверждает Жаксилик Димжалов из деревни Косжар, которого мы застаем за починкой сетей. В советские времена 60-летний рыбак занялся коневодством (у него было 400 лошадей), но в итоге все же вернулся к первой профессии. «Я получаю 60 000 тенге (285 евро) в месяц, и моей семье есть на что жить», - уверяет нас он. С приближением к возведенной казахскими властями плотине ситуация становится напряженнее. Наверху плотины установлен водослив, который перебрасывает избыток воды в южную часть моря. Тем не менее, в этот желоб также засасывает рыб, которых затем относит в сторону Узбекистана, то есть за пределы досягаемости казахских рыбаков. «Сегодня я поймал 50 килограммов, этого как раз хватит, чтобы приготовить еду и расплатиться за потраченное топливо», - посчитывает Джаргесан Тулепов, который весь день курсировал на лодке между двумя берегами одного из заливов.
«Все это вина рыбаков», - отвечает Серикбай Смайлов. «Мы установили сеть, чтобы не дать рыбам попасть в водосброс, но они срезали ее», - протестует этот эксперт из Министерства сельского хозяйства. Кроме того, Астана обвиняет своих северных киргизских соседей в чрезмерной нагрузке на их богатые водные ресурсы. В отличие от Казахстана, который, несмотря на сухость климата, развивает сельское хозяйство и в частности посадки хлопка и риса, Киргизстан - это бедное горное государство, и выживание его экономики во многом зависит от гидроэнергетических ресурсов. «Зимой эта страна на полную запускает турбины и спускает всю воду в Аральское море, а разбираться с этим избытком воды приходится уже нам. Летом, когда нам наоборот сильнее всего нужна вода, ее катастрофически мало», - жалуется Серикбай Смайлов. В советскую эпоху пять главных среднеазиатских стран подписали соглашение, по которому богатые углем и газом южные государства, в том числе и Казахстан, поставляли энергию северным соседям, а те в свою очередь не жалели воды для южных земель. Сегодня условия этого договора больше не соблюдаются, и на первое место вышел национальный эгоизм. В свое время власти СССР также подумывали о том, чтобы изменить течение сибирских рек и использовать их для ирригации Казахстана. Недавно Дмитрий Медведев вновь вернулся к этой идее. Но чтобы спасти Аральское море, определенно понадобится сделать гораздо больше.
|