Газета "Наш Мир" br>
В эпоху Возрождения Венеция,
помимо всего прочего, подарила миру прекрасную полифоническую музыку и
совершенно новое пение раздельными хорами - coro spezzato. Исполнялись
все эти композиции, как правило, в базиликах главных храмов города, но
вот что странно – эти базилики, бережно сохраненные до наших времен,
имеют совершенно неподходящую для таких вещей акустику. Тонкие нюансы
полифонии и пространственный "стереоэффект" coro spezzato непременно
теряются в гулком эхе, многократно отражающемся от стен и потолков
огромных и высоких залов.
Тем не менее, в праздничные дни ситуация с акустикой кардинально
менялась. Во всяком случае, именно об этом говорят музыкальный технолог
Брекстон Борен из Нью-Йоркского университета и британский физик
Малькольм Лонгэр из Кембриджа. Они создали компьютерные модели двух
знаменитых залов Венеции – в соборе Святого Марка и церкви Спасителя - и
при этом учли звукопоглощающие свойства гобеленов, мягких стульев и
множества людей, заполнявших эти помещения в праздничные дни.
Ключ к акустике - во времени реверберации, то есть длительности
периода от появления звука до момента, когда он полностью утихнет.
Сегодня в пустых залах она длится занимает порядка 7 секунд - это
слишком долго и может погубить любую музыку. В свою очередь, если залы
заполнены до отказа, период реверберации гораздо короче – таким образом
длительное эхо не мешает слушателям воспринимать музыку и пение во всех
тонкостях. Примечательно, что лучше всего музыка звучит именно в тех
местах, где садилась знать города. Самая короткая реверберация в
базилике собора Святого Марка – 1,5-2 секунды – приходилась как раз на
место, предназначенное для венецианского дожа.
Открытие влияния толпы на акустику парадоксальным образом подкрепило
другую, довольно противоречивую теорию, согласно которой музыка в
концертных залах Европы в девятнадцатом веке звучала значительно лучше,
чем в начале двадцатого. Теория обвиняла в том мужчин – когда
обязательным требованием светского дресс-кода стало требование приходить
на концерты во фраках, множество огромных накрахмаленных манишек,
направленных на сцену и оркестровую яму, создавали сильное эхо и
существенно усиливали реверберацию. Впрочем, это умозрительная теория, и
компьютерным моделированием ее пока что не проверяли.
Все
горячие новости на
nashmir.kz!
|