В 1918 году,
когда Первая мировая война подходила к концу, подразделение, отвечавшее
за защиту территории Франции от авианалетов, инициировало строительство
копии Парижа с целью сбить с толку немецких летчиков. Le Figaro выяснила
подробности этого невероятного проекта. Самолеты того времени не были
оснащены радарами, поэтому, создавая город-подделку из мириад огней,
французы надеялись отвлечь ночные авианалеты на ложные цели. Прожекторы и
раньше использовались для обнаружения самолетов противника, а в 1917
году были проведены первые опыты по использованию света для создания
ложных целей. Под давлением госсекретариата по аэронавтике и
подразделения противовоздушной обороны в начале 1918 года было принято
решение сделать симуляцию не нескольких улиц, а всего Парижа. Для этого
надо было найти изгиб Сены, аналогичный парижскому, и сделать так, чтобы
в зонах, предназначенных для вражеских бомбардировок, не было
населенных пунктов. В результате были выбраны три района: в первом
предполагалось создать копию Сен-Дени, Обервильер, Восточного и
Северного вокзалов, в двух других - малое кольцо железной дороги,
Елисейские поля и другие известные места Парижа и промышленные объекты.
Однако
подразделение ПВО не обладало средствами, необходимыми для реализации
проекта, и было вынуждено обратиться к частному производителю, инженеру
Фернану Джакопоцци, который затем прославился, создав освещение
Эйфелевой башни, Елисейских полей и многих других парижских памятников,
за что был награжден Крестом Почетного легиона.
Строительство
началось с создания копии Восточного вокзала, включающей здания,
железнодорожные пути, поезда, сигналы и депо. Главной трудностью стал
слишком яркий свет, делавший подделку неправдоподобной. Необходимо было
привлечь внимание вражеских пилотов, не вызывая подозрений. Из сочетания
разноцветных ламп и искусственных выбросов пара создавалась видимость
движения транспортных средств, поезда изображались с помощью фанеры,
которую клали на землю, боковой свет имитировал освещение внутри
вагонов. Все эти установки были готовы уже после последнего немецкого
авианалета на Париж в сентябре 1918 года, поэтому в деле испытать их не
получилось. Впоследствии оказалось, что немецкая сторона разрабатывала
аналогичные проекты. Как отмечает издание, эти проекты не были
бесполезными, так как, зная о существовании ложных целей, пилоты
испытывали сомнения в истинности даже настоящих объектов, что негативно
отражалось на их решимости атаковать, отмечает газета.