Газета "Наш Мир" br> Успех «Движения Паликота» на польских парламентских выборах сложно
назвать случайностью. Во всяком случае, данные социологических
исследований последних лет подтверждают распространенность
антиклерикальных настроений в Польше.
Антиклерикализм – не синоним антихристианства. Антиклерикал выступает
за уменьшение влияния религиозных организаций (в случае Польши речь
идет главным образом о Католической Церкви) на общественную,
политическую жизнь, функционирование государственных институтов, а не
против религии как таковой.
Последний опрос социологической организации TNS OBOP показал, что 66%
поляков доверяют Католической Церкви. Не доверяют ей 29%. Казалось бы,
рейтинг у Церкви неплохой. Однако, как отмечают исследователи, за
последние семь лет доля поляков, доверяющих Церкви, снизилась на 12%.
Доля не испытывающих к ней доверия, напротив, увеличилась на 10%.
Нынешние показатели – худшие для Церкви начиная с 1994 года.
Две трети опрошенных считают, что участие католического духовенства в
политической жизни страны является чрезмерным; лишь в 1994 и 1995 годах
процент недовольных был выше. 42% полагают, что государство не должно
руководствоваться социальным учением Церкви в своей деятельности.
Социологи из Института исследования общественного мнения (CBOS)
наблюдают за тем, как менялась оценка деятельности Католической Церкви
за последние полтора года. В апреле 2010 года эту деятельность оценивали
положительно 73%, в июне – 64%, в сентябре – уже 54%, в январе 2011
года – 58%, в марте – 56%, в сентябре – 62%. Чем объясняется такая
динамика и, в частности, резкое падение популярности Церкви осенью 2010
года?
На отношение поляков к Церкви влияет степень ее вовлеченности в
политические процессы и скандалы. В августе и сентябре прошлого года в
Варшаве радикально настроенные католические активисты не позволяли
властям перенести в церковь Св. Анны деревянный крест, установленный
весной у президентского дворца в память о погибших в смоленской
авиакатастрофе. Активистов поддержали правая оппозиция и наиболее
консервативная часть польского епископата, тогда как голос более
умеренных и критически настроенных иерархов попросту не был слышен.
Все это привело к беспрецедентному подъему антиклерикальных
настроений среди городской молодежи, выплеснувшихся на варшавские улицы в
виде многочисленных манифестаций, митингов и хеппенингов
(театрализованных акций). С кипящего котла сорвало крышку, недовольство
вмешательством Церкви в политику и общественную жизнь оформилось в
политические требования.
Не прибавил очков Церкви и коррупционный скандал вокруг деятельности
государственной Имущественной комиссии. По данным TNS OBOP, 39% поляков
считают, что государство должно возвращать Церкви собственность,
экспроприированную коммунистами, или выплачивать компенсации, но ровно
такое же число респондентов придерживаются диаметрально противоположной
точки зрения.
Публицист издания Gazeta Wyborcza Катажина Вишневская перечисляет
другие факторы, негативно сказавшиеся на доверии к Католической Церкви в
Польше. В частности, она пишет о том, что Церковь одобрила захоронение
погибшего президента Леха Качиньского и его супруги в краковском замке
Вавель среди польских королей, что вызвало неоднозначную реакцию в
обществе. На волне национальной скорби после крушения президентского
самолета наиболее активно высказывались самые консервативные иерархи,
представлявшие гибель Качиньского как мученическую смерть. Многими эта
точка зрения, не совпадающая с оценкой большинства поляков,
воспринималась как позиция Церкви.
Некоторые иерархи оказались вовлечены в президентскую кампанию 2010
года и открыто поддержали Ярослава Качиньского. Ультраконсервативное
«Радио Мария» окончательно разделило епископат на своих сторонников и
противников. Епископы начали публично спорить друг с другом, чего
никогда не случалось прежде.
В глазах поляков Церковь постепенно превращается во внутренне
конфликтный институт, в котором доминирует анахроничный консерватизм.
Катажина Вишневская считает, что Польша повторяет историю католического
Квебека 60–70-х годов, в котором падение популярности Церкви и отток
верующих были вызваны ее политизацией.
Согласно последним данным Института статистики Католической Церкви
(ИСКЦ), лишь 41% поляков посещают храмы по воскресеньям. Этот процент
постепенно уменьшался на протяжении последних 20 лет. Представители
Церкви не склонны драматизировать ситуацию, они указывают на то, что
поляки стали чаще посещать храмы, не относящиеся к их приходу или вовсе
находящиеся в других епархиях. «Изменились формы проявления
религиозности», – говорит директор ИСКЦ священник Витольд Зданевич.
Между тем результаты исследования наглядно показывают, что за 41% верной
паствы Церковь должна благодарить южные епархии с традиционно
дисциплинированными прихожанами, придерживающимися консервативных
убеждений. В Тарнувской епархии по воскресеньям в церковь ходят 71%
населения, а, например, в Лодзиньской – всего 27%.
В 2009 году студенты Лодзиньского университета провели опрос среди
школьников, посещающих уроки Закона Божьего. Школьникам задавали простой
вопрос: «Что вы делаете на этих занятиях?» Половина опрошенных
ответила, что там они «выполняют домашнее задание по другим
дисциплинам». Треть общается на уроках с друзьями. 5% школьников
признались, что попросту спят. Преподаватель Закона Божьего превратился в
Польше в персонаж школьного фольклора, занятия снимают на камеры, а
ролики выкладывают на сайте YouТube.
Зачастую уроки превращаются в чистую формальность или профанацию, а
единственным стимулом для их посещения является то, что оценка идет в
аттестат зрелости и может положительно повлиять на общий балл. С
содержательной точки зрения эти занятия непопулярны и бессмысленны – как
для Церкви, так и для государственной школы.
По данным исследования CBOS, датированного 2009 годом, свыше 41%
поляков называют себя верующими, но не следуют предписаниям Католической
Церкви или какой-либо иной религиозной организации.
Моральная доктрина Католической Церкви также все чаще расходится с
общественными настроениями. 47% поляков (опрос CBOS) считают допустимыми
аборты, причем 11% выступают за безусловное право женщины на прерывание
беременности. 45% считают, что геям и лесбиянкам нужно разрешить
оформлять свои отношения легально. 73% поляков поддерживают право
бесплодной супружеской пары завести ребенка методом экстракорпорального
оплодотворения. Более того, даже право одинокой женщины завести ребенка
таким образом одобряют 43%. Церковь, выступающая против
экстракорпорального оплодотворения, выглядит пугающе несовременно в
глазах большинства.
Польшу, конечно, нельзя назвать страной победившего или даже
побеждающего секуляризма. Но выход антиклерикализма и секуляризма из
левого подполья кажется и очевидным, и социально обоснованным.
Все горячие новости на
nashmir.kz!
|