Газета "Наш Мир" br>
В так называемых арабских революциях (которые с научной точки зрения
следовало бы именовать мятежами, переворотами, антиавторитарными
выступлениями) отразились, с одной стороны, процессы глобализации в их
западном варианте и, с другой – традиционные парадигмы исламской
цивилизации. Их причудливое взаимодействие, которое проявляется как в
противоборстве, так и в симбиозе, соперничестве и взаимной адаптации,
пожалуй, с большей доказательностью, чем любые иные критерии, способно
объяснить причины и суть потрясений, переживаемых арабскими странами.
Тем более что взятые по отдельности экономические, социальные,
демографические и даже политические факторы не могут дать исчерпывающего
ответа на вопрос о предпосылках выступлений в этих североафриканских
странах, выделяющихся своим относительным благополучием на общем фоне
мусульманского мира.
Арабская Африка и Ближний Восток, превратившиеся в зону бурных
антиправительственных выступлений, давно являются частью глобального
мира, реальность которого определяется в значительной мере действием
современных средств массовой коммуникации – Интернета, телевидения,
газет и радио. Господствующие в них западные социокультурные образы и
модели поведения (в частности, демократия в ее формальном выражении,
упор на закон как тотальное средство разрешения всех вопросов) идут
вразрез со сложившимися в местной среде установками, отдающими основную
дань традиционным морали, верованиям, коллективному мировосприятию,
эмоциональным ценностным характеристикам. Западная политическая и
правовая культура в наибольшей степени отвечает идеалам и стремлениям
молодой, образованной части арабского общества – часто тем людям,
которые, имея высшее образование, в том числе полученное за рубежом,
остаются невостребованными на родине в силу безработицы и винят в этом
(вполне справедливо) традиционные порядки и власть. Свое будущее молодые
люди связывают с выходом за пределы исламских социально-политических и
культурных условий, с заменой моральной, ценностной шкалы на
формально-правовые, западные стандарты отношений в обществе. В связи с
этим отвергаются многие ценности восточного общества, которые – особенно
властные отношения – начинают восприниматься (в значительной мере
оправданно) как отсталые, консервирующие застой, несовместимые с
развитием – в первую очередь экономическим. Воплощением застоя видится
верховный правитель, идеалом – западная, прежде всего американская,
правовая и политическая культура. Но конечным результатом становится
размывание фундаментальных, цивилизационных основ бытия индивида и
общества, постепенно перерастающее в отказ части образованной молодежи
от отечественных ценностей во имя западных.
Революционеры прибегают к способам, которые, напоминает петербургский
арабист Евгений Зеленев, именуются термином «аль-фитна» (смута) и
которые сводятся к свержению политической верхушки. Аль-фитна как
явление весьма распространено в истории практически всех стран региона и
представляет собой устойчивую форму политической борьбы. Термин
«аль-фитна» встречается в Коране 35 раз и всегда в отрицательном
значении. Его можно перевести как «соблазн», «безумие», «заблуждение»,
«смута».
Что такое смута в арабской политической практике? Это массовые
выражения протеста против существующей власти людей различных социальной
принадлежности и политических убеждений, с которыми официальные власти
не в состоянии справиться. Возникающая политическая неопределенность
развития событий призвана скрыть интересы и цели закулисных политических
фигур, нередко пытающихся манипулировать сознанием и действиями
участников событий. Термин «аль-фитна» в первую очередь характеризует
состояние сознания вовлеченных в события негодующих масс. Попытки
влиятельных лиц направить стихию протеста в нужное русло также
составляют особый аспект аль-фитны. В любом случае аль-фитна
расценивается как зло, в борьбе с которым оправданы все средства,
включая уничтожение носителей смуты. Впервые под таким названием в
историю исламского мира вошли события 656–661 годов, когда в Халифате
развернулась ожесточенная схватка за верховную власть. Позднее подобные
смуты случались неоднократно, в том числе в XIX и XX веках: например, в
1882, 1919, 1991–1992 годах в Египте, в 1908 году – в Сирии. Нынешние
антиправительственные выступления вошли в арабскую историческую
литературу под названием «смута в месяц Рамадан».
Тем не менее в каждой из стран, пораженных антиавторитарными
выступлениями, есть своя специфика, анализ которой выводит на
поверхность факторы цивилизационного свойства. Так, в Ливии выступления
против Муаммара Каддафи не случайно начались в восточной части страны –
Киренаике. Эта область – вотчина мусульманского духовно-религиозного
ордена Сенусийа, созданного авторитетным североафриканским улемом
(богословом) Мухаммадом ас-Сенуси в первой половине XIX века. Социально
консолидированный, воспринявший ряд ваххабитстких идей – в частности,
воссоздания раннеисламского государства – орден оказал упорное
сопротивление французским и итальянским колонизаторам. Во Второй мировой
войне выступил на стороне союзников, с согласия которых в 1951 году
тогдашний лидер Идрис ас-Сенуси, потомок Мухаммеда ас-Сенуси,
провозгласил себя королем Ливии. Но уже в 1969 году король был свергнут
группой офицеров во главе с будущим лидером ливийской революции
Муаммаром Каддафи.
Обращает на себя внимание апатия исламистских организаций (за
исключением египетских «Братьев-мусульман»), которые, казалось бы,
должны были воспользоваться смутой, чтобы перехватить инициативу и
привести к власти своих людей. Тем не менее в конфликты, по большому
счету, ни одна из довольно многочисленных групп, если не считать
разрозненные выступления исламистов в Алжире, не вмешалась. Запоздалые
заявления представителей «Аль-Каиды», пожалуй, только подтверждают
предположение о цикличности развития исламистских идей. Пока
можно констатировать, что антиавторитарные выступления в арабском мире
оказались неожиданными как для Запада, так и для исламистов. Вполне
возможно, что после серьезных потрясений в охваченных смутой
государствах произойдут изменения формально демократического характера.
Однако едва ли они приобретут необратимый характер – стоит только
вспомнить революцию 1979 года в Иране: цивилизационной основой в этих
регионах был и остается ислам, и он, безусловно, еще вернет свои
позиции. Все горячие новости на
nashmir.kz!
|