Газета "Наш Мир" br>
В своей теологии Коран
кружится вокруг правильного понимания Бога и христологии. Постоянно
повторяется, что Бог - один, без двойственности и тройственности. Так 112-ая
сура:
«Он - Бог Единый
и единственный. И нет у Него сотоварищей.» 112:2. Бог, к которому одному
обращаются в нужде и для удовлетворения просьб. 112:3-4. У Него нет детей, Он
не был рождён, и нет Ему равного или подобного."
Про Иисуса в Коране
говорится, что он не сын Бога, но мессия, раб божий, посланник и пророк
(например сура 4, 171): "Ведь Мессия Иисус, сын Марии, - только посланник Бога,
как и другие посланники. Бог создал его Своей мощью и Словом, переданным Марие.
Гавриил вдохнул в Марию Дух от Бога.
Иисус - одна из
тайн могущества Бога.
Веруйте искренне
в Бога и Его посланников и не говорите: "Бог - троица". (...)
Поистине, Бог Един и не имеет сотоварищей. Воздайте хвалу Ему! Он превыше того,
чтобы у Него был ребёнок...".
И эта теология и христология не нова, но была ранее разработана в сирийском
христианстве. Мы знаем, что в западно-сирийской теологии преподавался так
называемый "монархианизм",
унитарный монотеизм, где власть имела важную роль.
Библейские
высказывания о слове и духе Божьем указывают на действия одного действительного
Бога в мире, они понимаются как силы, динамии Бога - так называемый
динамический монархианизм.
В связи с этим,
Иисус рассматривался как человек, который больше чем другие, через милость Божью,
показал себя этично достойным, следовательно и мы можем и должны подражать ему
в его этике - антиохийская "Bewährungschristologie" [христология достойных ??]
Одно писание так называемых Апостольских Отцов, которые также донесли до нас
самый старый текст евхаристичной молитвы - Дидах, возникший во втором веке в
Сирии, называет Иисуса "Рабом Божьим", в другом писании -
"Страдания Поликарпа", к Богу обращаются как к "отцу любимого и
восхваляемого раба Иисуса Xриста" (так же как и в написанном в 97 году
Первом письме Клеменса). Налицо монархиастичная картина бога, Иисус
"только" раб Божий.
Епископ Павел из Самосата на Евфрате (умер в 272) отрицает божественность Xриста, он говорит
"Двух богов восхваляют, когда называют сына Божьего - богом". Павел учил, что
Иисус равен нам - то есть человек, но в любом отношении лучше чем мы из за
"милости, которая жила в нем".
В греческой церкви напротив возобладало понимание Иисуса как Сына Бога; эта
точка зрения провозглашена на конциле в Никее в 325 году: Сын "Бог из
Бога, Свет из Света, настоящий Бог из настоящего Бога, зачат, но не
создан" и потом даже он "равен Богу".
Многочисленная восточно-сирийская церковь от Евфрата до Индии принадлежала
Персидской империи и не участвовала в дискуссиях Римской империи. Она держалась
вышеописанной доникейской теологии: Бог
один, (у него одного власть), Иисус его посланник, раб, пророк и мессия.
Только в 410 году
она провела - после долгих преследований - в столице Сассанидов,
Селевкия-Ктесифон (приблизительно там, где сегодня Багдад) имперский синод, и,
хотя она была автокефальной, то есть автономной церковью, признала итоги Никеи. Но
в некоторых регионах распространилось учения об одноплотном Сыне Божьем в
бинитарном понимании [тринитарный - относится к Троице, бинитарный к
"двоице" Иисус-Отец], и длилось до 6 столетия.
Еще сирийский теолог Афрахат (умер после 345), не слышал ничего о Никее, и
обьяснял формулировку Нового Завета о сыне Божьем при помощи старого: "Так
как уважаемое имя Бога прилагалось к праведникам и достойным людям. Людей,
которые радовали Господа, он называл мои сыновья и мои друзья." В пример
он приводит Моисея, Соломона и весь народ Израиля "Мы назвали его (Иисуса)
Богом, как он (Бог) назвал Моисея своим именем." По мнению Афрахата, Иисус
не больше сын Бога чем Моисей.
Только в 5 столетии восточно-сирийская церковь переняла никейскую молитву веры
[неправильный перевод, имеется в виду молитва "Я верую в Бога, отца,
создателя .."]. Коран же основывается на более старом, доникейском
понимании Бога, и жестко спорит с неправильным пониманием Бога и христологией
других людей писания.
|