Заместитель министра иностранных дел Украины Павел Климкин считает,
что европейская интеграция Украины тесно связана с внутренним развитием
страны. Об этом представитель украинского правительства заявил на
встрече с американскими экспертами, которая состоялась в понедельник в
Вашингтоне.
«Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной – это лучший способ
продвигать европейскую интеграцию Украины, потому что соглашение – это
не просто список юридических обязательств, – сказал украинский
замминистра, выступая в Фонде Карнеги за международный мир. – Такое
соглашение должно задавать параметры для проведения реформ в самой
Украине. Не только экономические реформы – реформы в любой сфере».
Украинский представитель рассказал, что в Вашингтон прилетел из
Брюсселя, где вел переговоры о политических аспектах Соглашения об
ассоциации между Евросоюзом и Украиной, предусматривающее упрощение
визового режима и создание зоны свободной торговли. Сейчас в отношении
Украины действует Европейская политика соседства.
По словам Климкина, соглашение практически готово, оно состоит из
полутора тысяч страниц и может быть финализировано уже к концу года.
Единственный нерешенный вопрос – это включение в Соглашение европейской
перспективы на членство Украины в Евросоюзе.
По сообщениям украинских СМИ, европейская перспектива не будет
включена в Соглашение об ассоциации, что, по мнению некоторых экспертов,
является «имиджевой» проблемой для Украины.
«Европейская интеграция – это не только политический и юридический
выбор, но и «цивилизационный» выбор для Украины, – сказал замминистра
Климкин, выступая в Вашингтоне. – От этого зависит, по какому пути в
будущем пойдет страна».
Ольга Шумило, которая приняла участие в дискуссии по скайпу из
Брюсселя, напомнила, что каждый украинский президент спрашивал о
европейской перспективе вступления Украины в Евросоюз – и у каждого из
лидеров страны были на то свои мотивации.
«Но давайте признаем – включение в Соглашение перспективы на членство
невозможно в настоящее время, потому что ЕС не готов ее сейчас
предоставить, – сказала Ольга Шумило. – И не был готов в прошлом, с
другими президентами Украины. Вопросы, которые беспокоят Запад – это
преследование политической оппозиции в Украине, обеспечение
независимости судебной системы, вопросы законности выборов на местах и
создания свода правил, которые обеспечили бы законность и справедливость
парламентских выборов 2012 года».
Ольга Шумило, которая работает в брюссельском офисе Фонда Карнеги,
отметила, что в ЕС существуют две группы государств, представляющих две
различные группы мнений. Одни считают, что необходимо включить Украину в
ЕС без каких-то условий, потому что в противном случае Европа рискует
потерять ее в пользу России.
Представители другой группы стран-членов ЕС, уже вложившие
политический капитал в Украину, – Польша, Швеция, Великобритания – с
меньшим энтузиазмом относятся к членству Украины в Евросоюзе. «Они
говорят, что должны сделать "предложение” Украине в форме Соглашения об
ассоциации, и тогда уже от Украины будет зависеть, захочет ли она идти
дальше или нет», – рассказала Ольга Шумило.
На встрече в Фонде Карнеги выступала также заместитель министра
юстиции Украины Валерия Лутковская, которая является официальным
представителем Украины в Международном суде по правам человека. Она
признала, что в судебной системе ее страны есть еще много недостатков, с
которыми необходимо бороться.
Корреспондент «Голоса Америки» попросила ее, как юриста, а не как
представителя министерства юстиции, оценить процесс по делу Юлии
Тимошенко: был ли он политически мотивированным, как многие считают на
Западе? И проявились ли в его ходе те недостатки судебной системы
Украины, о которых г-жа Лутковская упомянула?
«Хорошо, что вы попросили меня прокомментировать, не как
представителя министерства юстиции, а просто, как юриста. Потому что мой
ответ, как представителя министерства, был бы коротким: министерство не
занимается этим процессом, – ответила замминистра на вопрос
корреспондента «Голоса Америки». – Но просто, как юрист, я могу сказать
следующее – уголовное дело не может быть политически мотивированным. Оно
основывается на фактах, касающихся совершения преступления. И
политическая мотивация не может играть здесь никакой роли».