Газета "Наш Мир" br>
В начале ноября МАГАТЭ опубликовало доклад, согласно которому в Иране
создана мощная и высокоорганизованная структура, работающая в ядерной
сфере – причем функции военных и гражданских агентств теснейшим образом
переплетены, а производимые ими действия крайне напоминают военную
ядерную программу.
Потенциально, выводы МАГАТЭ могут побудить
Совет Безопасности ООН предпринять какие-то дополнительные меры, чтобы
заставить Тегеран открыть свои ядерные объекты для внешних инспекций и
избежать возможности появления иранской атомной бомбы. Однако Россия и
Китай – два постоянных члена Совбеза – пока не заинтересованы в принятии
подобных мер.
Так, в заявлении МИДа России говорится: «В России
весьма озабочены тем, что доклад уже вовсю используется для подрыва
усилий международного сообщества по скорейшему политико-дипломатическому
урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы. Дальнейшее
развитие событий может повернуть в опасное конфронтационное русло».
Илан
Берман (Ilan Berman), вице-президент Американского совета по внешней
политике (American Foreign Policy Council), комментирует: «Новый доклад
МАГАТЭ однозначно демонстрирует две вещи. Во-первых, Иран развивает не
просто ядерную, а военную ядерную программу. Во-вторых, маловероятно,
что эти выводы позволят создать ситуацию, когда международному
сообществу удастся усилить давление на Иран. Мы видим, что в ООН очень
сложно достичь консенсуса по этому вопросу, потому что Москва и Пекин
прохладно относятся к идее введения дополнительных санкций».
Почему Иран?
В
1970 году Иран присоединился к Договору о нераспространении ядерного
оружия, обязавшись развивать свою ядерную программу под контролем МАГАТЭ
и не пытаться создать или иным образом получить атомную бомбу (Израиль,
Пакистан и Индия к этому договору не присоединились).
МАГАТЭ
начало проявлять интерес к действиям Ирана в 2002 году, когда одна из
иранских антиправительственных групп провела пресс-конференцию, на
которой было сообщено, что Тегеран тайно создал ряд ядерных объектов. В
феврале 2003 года Иран признал, что тайно построил завод в Натанзе, где
производится обогащение урана. В 2006 году, после нескольких лет споров с
Тегераном, МАГАТЭ передало данные по Ирану в Совет Безопасности ООН.
После этого Совбез одобрил шесть резолюций (последняя была принята в
июне 2010 года), в рамках которых вводились санкции в отношении
Тегерана.
Иранский атом вызывает особую озабоченность Запада еще и
потому, что Тегеран активно разрабатывает ракетное оружие и
поддерживает ряд террористических организаций.
Авторы последнего
доклада МАГАТЭ пришли к выводу, что, несмотря на внешнее давление,
иранцы далеко продвинулись не только в направлении обогащения урана, но и
в деле создания взрывателей, которые могут быть использованы для
производства ядерного оружия.
Что делать?
В
последнее время многие эксперты и СМИ высказывают предположение, что
отсутствие действий со стороны международного сообщества может побудить
Израиль нанести удар по объектам иранской ядерной инфраструктуры.
Илан
Берман комментирует: «Очевидно, что израильтяне очень озабочены
действиями Ирана. Но насколько серьезны разговоры о применении военной
силы, знает только правительство Израиля».
Недавно президент
Израиля Шимон Перес напомнил, что Иран – единственное государство мира,
открыто призывающее уничтожить другую страну (Израиль), однако заявил,
что предпочел бы использовать не военные, а экономические и политические
рычаги давления на Тегеран.
Что можно сделать для того, чтобы
заставить Тегеран изменить курс? Мохсен Сазегара (Mohsen Sazegara),
президент Института исследований современного Ирана (Research Institute
for Contemporary Iran) рассказывает: «Страны Запада могут использовать
три способа, чтобы остановить Иран. Первый способ – военный удар, что,
на мой взгляд, сейчас крайне маловероятно. Второй способ – санкции.
Это достаточно серьезный аргумент, особенно тогда, когда санкции
затрагивают нефтяную отрасль Ирана. Главные препятствия к максимально
эффективному использованию санкций – Китай, Россия и Турция».
По
мнению Сазегара, государства, не заинтересованные в том, чтобы Иран
вошел в «ядерный клуб», в последние годы активно идут по третьему пути –
они используют спецслужбы, для того чтобы подорвать ракетный и ядерный
потенциал Тегерана.
«В прошлом году в провинции Лурестан была
разрушена база Корпуса стражей исламской революции (КСИР), где хранились
баллистические ракеты «Шахаб», – перечисляет он – Несколько дней назад
произошли взрывы на базе КСИР неподалеку от Тегерана. Там были
уничтожены хранилища ракетного топлива, погибли десятки человек. В
результате этих двух ЧП или диверсий, были уничтожена значительная часть
ракетной программы КСИР. Стоит напомнить, что в последние годы были
убиты восемь иранских ученых, работавших над ядерными проектами. В 2010
году компьютерный «червь» Stuxnet поразил ядерные объекты Ирана, в
результате были выведены, как минимум, половина центрифуг, на которых
производилось обогащение урана. Несколько дней назад руководители КСИР
заявил, что они столкнулись с «трояном» DQ, который используется
неизвестными для сбора информации о ядерных исследованиях».
По
мнению многих специалистов в области компьютерной безопасности, Stuxnet
был создан не хакерами, а некими госструктурами – по выражению одного из
экспертов – «компьютерной сверхдержавой».
Можно ли остановить Иран?
Илан
Берман считает, что международное сообщество в состоянии остановить
Иран, не прибегая к силе. Однако, для этого «потребуются полномасштабные
и достаточно болезненные – причем не только для Ирана – санкции. На
сегодняшний момент, стратегия Ирана строится на том, что он способен
терпеть причиняемые неудобства, чтобы добиться успехов в ядерной сфере.
Задача международного сообщества – доказать Тегерану ошибочность этого
подхода».
Мохсен Сазегара уверен, что иранский народ не
заинтересован в обострении ситуации. «Если мы спросим иранцев: «Нужно ли
вам ядерное оружие?», вероятно, значительная часть населения ответит
положительно, потому что ядерное оружие есть у Израиля, Пакистана, США, –
говорит Сазегара. – Но, в тоже время, иранцы не поддерживают авантюризм
аятоллы Хоменеи, который использует ядерный рычаг так же, как Ким Чен
Ир в Северной Корее – чтобы сохранить свой режим».
Глава VII
Устава ООН, предусматривает, что Совет Безопасности может «принимать
принудительные меры для поддержания или восстановления международного
мира и безопасности». Такие меры могут быть самыми различными – от
экономических санкций до военной операции. Санкции вводятся тогда, когда
«возникает угроза миру» и дипломатические усилия не дают результата.
Кроме
Ирана, в последние годы Совет Безопасности устанавливал крайне жесткие,
санкции в отношении Северной Кореи. Тем не менее, эти санкции не
помешали северокорейцам создать ядерное оружие.
|