Газета "Наш Мир" br>В настоящий момент президент Сирии оказался положении худшего из изгоев. Башар Асад уперся носом в стену. Помимо небольшой группы верных сторонников больше никто не готов поддержать его за границей.
Россия, которая всегда защищала его в Совете безопасности, больше не уверена в своей позиции. После решения Лиги арабских государств ситуация изменилась, и Москва призывает сирийскую оппозицию, с представителями которой встретился ее министр иностранных дел, вести диалог. Другими словами, Россия готова поддержать другую сторону, чтобы попытаться таким образом защитить (хоть какие-то) военные интересы в Сирии. Медведев и Путин поняли, что надежды что-то исправить уже не осталось.
Еще вчера они критиковали решение Лиги арабских государств о временном исключении Сирии и обвинили Запад разжигании восстания среди сирийского населения. Сегодня же они понимают, что больше ничего не в состоянии сделать для своего последнего союзника в регионе. Просьба уйти в отставку со стороны короля Иордании, новые европейские санкции, исключение из Лиги арабских государств, предупреждение из Пекина, повышение тона заявлений соседней Турции… За последние трое суток давление на сирийские власти резко возросло. Во всяком случае, достаточно для того, чтобы пошатнуть опоры режима и открыть брешь для дезертирства, в том числе и в армии. На ум сразу приходит «ливийский» сценарий. Пока никто еще не говорит о военном вмешательстве, но ничего нельзя утверждать заранее, раз число убитых в ходе начавшихся в марте репрессий достигло отметки в 3500 человек. Как говорят в Лиге арабских государств, вмешательство - это черта, за которую она не может перейти, однако нельзя сбрасывать со счетов воинственный настрой Катара и
Франция через своего министра иностранных дел Алена Жюппе уже сейчас призывает найти способ защитить мирное население от «кровавого упорства режима» Асада. И все это не пустые слова: мы прекрасно помним, как Париж выразил аналогичный протест против Каддафи и в итоге добился согласия Лиги арабских государств на защиту мирных ливийских граждан. Еще одно в высшей степени символическое заявление сделал король иордани Абдалла II, который призвал президента Сирии Башара Асада отказаться от власти!
Настоящий casus belli в арабском мире, где за каждым раньше признавали право управлять своим народом, как он считает нужным. Сама Лига также не осталась в стороне, словом и делом поддержав сторонников арабской весны. Дело дошло до того, что оказавшийся в еще большей изоляции после новости о турецких санкциях Башар Асад бойкотировал собрание Лиги, на котором должно было быть принято решение о приостановке его членства в организации, и арабо-турецкую встречу, что состоялась вчера вечером в Рабате. Тем не менее, Башар Асад сделал жест доброй воли, освободив более тысячи заключенных, «у которых не было крови на руках», после принятого в воскресенье решения Лиги арабских государств временно отстранить Дамаск от участия в работе организации, чтобы заставить его выполнить условия предложенного ему плана (в частности, он предусматривал освобождение манифестантов и выход из городов вооруженных сил). В среду на встрече в марокканской столице решение должно было быть утверждено окончательно. Вашингтон призвал Лигу воспользоваться случаем, чтобы послать мощный сигнал в адрес президента Башара Асада и дать ему понять, что он должен смириться с процессом демократических преобразований и положить конец насилию против собственного народа.
Турция в свою очередь заявила, что поддерживает позицию Лиги арабских государств, решила остановить сотрудничество с Дамаском в области нефтеразведки и подчеркнула, что может пересмотреть условия поставок электроэнергии. Европейский Союз расширил свои санкции против режима до 18 человек (они в частности затронули трех сирийских генералов), и запланировал заморозить его европейские займы.
Кроме того, после принятия еще недавно, казалось бы, немыслимого решения Лиги арабских государств, ничто больше не стоит на пути принятия других принудительных мер в адрес Дамаска. Его вчерашнее исключение из Лиги может показаться несущественным, однако оно имеет ярко выраженное символическое значение, так как было принято странами, которые традиционно не желают вмешиваться во внутренние дела государств-членов. Дамаск отнюдь не просто так отреагировал с подобной резкостью на свое наказание. Позиция Турции наиболее эффективна, так как бьет Сирию по ее находящейся на грани краха экономике.
В настоящий момент страна действительно испытывает серьезные экономические трудности: приток туристов иссяк, объемы торговли покатились вниз, а добыча нефти резко пошла на спад, так как властям с трудом удается найти поставщиков. В то же время соседняя Турция, как и Ирак, зависит от сирийского транзита в плане экспорта и импорта. Как бы то ни было, Башар Асад и его арабские коллеги разругались уже окончательно. Монархии Персидского залива требуют себе его голову. Крах Дамаска уже не кажется чем-то невероятным. Позиция Лиги арабских государств играет на руку Западу, который непременно потребует ужесточения заявлений в ООН, и заставила Китай несколько смягчить свое отношение: Пекин осудил репрессии в Сирии. И это, по всей видимости, повлияло и на Россию.
Кроме того, у Башара Асада появился еще один враг, его собственный дядя. Находящийся в изгнании Рифаат Асад предлагает сменить своего племянника во главе Сирии! Дядя президента возглавил новое оппозиционное движение Национальный демократический совет, руководство которого состоит преимущественно из бывших членов правящей сирийской партии «Баас». Тем не менее, в 1982 году Рифаат направил свои войска на штурм расположенного на севере страны города Хама, который оказался в руках суннитских исламистов. По данным Amnesty International, в ходе этой операции были убиты от 10 000 до 25 000 человек. Год спустя, когда его брат и отец Башара Хафез Асад оказался в больнице, Рифаат во главе «оборонных бригад» совершил попытку государственного переворота, но потерпел неудачу. Из-за предательства он немедленно оказался в опале: его лишили должности вице-президента и изгнали с территории Сирии. С тех пор он занимается бизнесом в Париже и Лондоне.
|