Газета "Наш Мир" br>
В Италии и Германии по-разному критикуют Ватикан и Церковь Христианские
Церкви в наши дни до того созрели в своей сознательности, что оказались
в состоянии выносить критику. Это не значит, что критикующий защищен от
возмездия, но если таковое и случится, то не в виде взвивающихся к небу
языков пламени аутодафе. Мы не будем принимать во внимание тех критиков
Церкви, которые находятся вне самой Церкви, вроде атеистов или
приверженцев других религий. И не станем обсуждать реакционный протест
лефеврианства. Нас интересует внутрицерковная оппозиция на
демократических основах.
Возьмем в качестве примера две европейские страны, сильно
отличающиеся по культуре, характеру и нравам – Германию и Италию. В
обеих странах Католическая Церковь подвергается критике некоторыми
группами верующих, но их аргументы и темы обсуждения зачастую
существенно отличаются. Есть типично "немецкая" и типично "итальянская"
критика Церкви.
В Германии предметом критики является недостаточная готовность
католической иерархии вступать в диалог с "отделенными братьями" –
лютеранами и, следовательно, недостаточное экуменическое рвение. Критика
касается также привычки епископов избегать диалога с верующими или
сводить его к формальной, институционализированной стороне. Эти упреки
прозвучали во время недавнего визита в Германию Бенедикта XVI. Иерархи,
мол, изолируются в своей башне из слоновой кости и не понимают забот
верующих – от положения разведенных и снова вступивших в брак людей до
позиции, которую христианину следует занимать по вопросам войны и мира.
Критике подвергаются те медлительность и неохота, с которыми Церковь
исправляет собственные ошибки, попытки скрыть или приуменьшить
собственную вину, как в случае со священниками-педофилами. В
германоязычных странах (Германии, Австрии, Швейцарии) все чаще и чаще
ставится под сомнение догмат об обязательном целибате священников. Кроме
того, недавно в Вене прошла дискуссия, в ходе которой президент
"Австрийской католической акции" Луитгард Дершмидт заявила, что в Церкви
"все дороги ведут" к женскому священству. По ее мнению, если такое было
бы возможно, меньше женщин оставляли бы Церковь, так как не чувствовали
бы, что их воспринимают "неполноценными".
Если говорить о демократическом протесте в Католической Церкви
немецкоязычного пространства, нельзя не назвать "неудобного" богослова и
религиоведа из Тюбингена Ганса Кюнга, сначала назначенного в советники
II Ватиканского Собора (в сотрудничестве с кардиналом Ратцингером,
который был тогда поборником реформ), а потом, в 1979 году, за
либерализм и "своевольное" толкование христианского учения подвергнутого
Папой Войтылой запрету преподавать в католических вузах. Как раз во
время последнего папского визита в Германию Кюнг заявил немецкой газете
Passauer Neue Presse: "Я нахожусь в Церкви не ради Римской курии, а ради
Евангелия". По мнению Кюнга, "Церковь серьезно больна". "Она – по его
мнению – страдает под римской (ватиканской. – "НГР") системой, которая
установилась в эпоху реформы Григория VII в XI веке. С тех пор мы имеем
абсолютизированное папство, форсированный клерикализм и закон о
целибате". Церковь, отмечает Кюнг, "ранее жила тысячу лет и должна быть в
состоянии выживать и сейчас без всего этого". Кюнг убежден в том, что
многие епископы симпатизируют его позиции.
Внутрицерковная критика на немецкоязычном пространстве не
ограничивается академическими кругами, к которым принадлежит Кюнг.
Существует сильное движение снизу, к которому примыкают клирики и
миряне. Оно называется Wir sind Kirche ("Церковь – это мы") и выступает
за диалог с протестантами и за экуменизм. Суждение движения "Церковь –
это мы" по поводу готовности Ратцингера преследовать подобные цели
суровое: "От этого Папы не надо ожидать никаких дальнейших импульсов,
хотя он при своем избрании обещал выступать с конкретными, зримыми
инициативами в области экуменизма", – говорится в заявлении, которое
движение "Церковь – это мы" обнародовало после визита Ратцингера в
Германию. Тут, конечно, критики немного преувеличивают: экуменическим
диалогом Бенедикт XVI не пренебрегает, что показывает хотя бы
проведенный недавно в итальянском городе Ассизи форум представителей
мировых религий за мир.
В Италии же наряду с возмущением в связи со случаями педофилии со
стороны духовенства абсолютный приоритет в демократическом протесте
против католической иерархии принадлежит социальным вопросам. Церковь,
дескать, уделяет недостаточно внимания участи униженных и оскорбленных,
инвалидов, психически больных, а также иммигрантов.
Сопротивление официозу проявляется на уровне "базовых общин", во
главе которых, как правило, стоят священники, наделенные значительной
личной харизмой. Помощь бедным и обездоленным находится в центре
деятельности таких общин. Социальное служение часто сопровождается
критикой официальной иерархии, которая якобы предпочитает общаться с
сильными мира сего, а не с "отверженными". Как раз на днях на 84-м году
жизни в Италии умер священник Энцо Мацци, десятилетиями руководивший во
Флоренции "базовой общиной" под названием Isolotto ("Островок").
Итальянская газета La Repubblica так описывает деятельность
единомышленников Мацци: "Община отменила разделение между богатыми и
бедными, духовенством и мирянами: в ее помещениях нашли приют бездомные
семьи, бывшие заключенные, лишенные средств к существованию, инвалиды
без социальной помощи. Дон Мацци содействовал созданию в помещениях
общины детского сада, небольшой мастерской с лабораторией для
инвалидов". Церковные власти обвинили его в популизме, демагогии,
угождении левым партиям. Тогдашний архиепископ Флоренции кардинал
Эрменеджильдо Флорит в 1968 году приказал Мацци покинуть общину
Isolotto, куда взамен него были направлены другие священники, не
горевшие тем же пастырским рвением и не склонные к "критиканским
поползновениям". Но Мацци смело продолжил свое дело, пренебрегая
осуждением руководства Церкви. После смерти Мацци архиепископ Джузеппе
Бетори, генеральный секретарь Епископской конференции Италии, сказал,
что "история осудит его". В том же ряду, что и Мацци, находятся другие
"неудобные католики" Италии, такие как Джорджо Ла Пира, Эрнесто
Бальдуччи и Лоренцо Милани.
Другая харизматическая фигура на поприще католического диссидентства –
священник Андреа Галло, которому сейчас тоже больше 80 лет. Он создал в
Генуе "базовую общину" San Benedetto al Porto, которая занимается
прежде всего социальной помощью среди портовых рабочих и городской
бедноты. Он также наладил систему поддержки для заключенных в
близлежащей тюрьме Капрайя. И у Галло были столкновения с католической
иерархией, прежде всего с бывшим архиепископом Генуи, кардиналом
Джузеппе Сири, который пытался препятствовать его миссии под теми же
предлогами, что были использованы против Мацци.
Все горячие новости на
nashmir.kz!
|