Газета "Наш Мир" br>Европейский совет на высшем уровне прошел в атмосфере острых дискуссий на тему разрешения долгового кризиса, сохранения доверия к евро и спасения экономик государств еврозоны.
СМИ: комментарии «оппонентов»
Чем больше Греции помогали, тем глубже она закапывалась. Теперь с нее 50% списали и будут закапывать дальше, но уже с другой позиции. Цена тех мер финансовой рестрикции, которых требуют от Греции, то есть сокращения дефицитов, – это прекращение роста и глубокий спад. У греков этот спад составляет 18–20%. Чем больше они принимают мер экономии, тем глубже спад. Таким образом, в результате этих мер они уничтожают источники возможности роста. Это вполне соответствует правилам, которые всегда монетарные власти МВФ и страны Запада диктовали слабым государствам. Когда эти страны попадали в тяжелую финансовую ситуацию, они требовали от них мер жесткой экономии, сокращения расходов и ликвидации бюджетного дефицита. Это такой монетаристский подход. При этом когда у этих монетаристских властей возникают трудности, они делают ровно наоборот – вкачивают деньги в экономику, стимулируют рост, увеличивают расходы. Получается, что «доктор», которым являются эти монетаристские страны, все время прописывает «больным» слабым странам лечение, которое он сам во время такой же болезни вести категорически отказывается и принимает ровно противоположные средства. Потому что себя жалко. Они понимают, что будет очень больно, а выздоровление не гарантировано. А Грецию не жалко. Это выглядит очень забавно. (Михаил Леонтьев, журналист)
Все меры, которые принимаются, не столько объективно действенны или не действенны, сколько они оказывают некое психологическое воздействие на рынок. Только принят некий пакет документов, обозначены некоторые действия, и рынки среагировали на это положительно. То есть некие люди сочли, что в этом есть поворот к лучшему, но в этом нет ничего эффективного. В этом нет даже того, что называется «невидимой рукой рынка», это просто биржевая игра. И это самое неприятное, что может оказаться в финансовом кризисе. Его продолжительность и конечный результат зависят не от объективных каких-то экономических мер, а от того, как биржевые игроки среагируют на определенные действия. И это страшно неприятно, потому что в таких условиях невозможно строить сколько-нибудь долгосрочные и сколько-нибудь на самом деле обоснованные прогнозы. Слишком много зависит от субъективных решений напуганных, дезориентированных людей, у которых есть право принимать решения. При этом все заявления, которые делаются на макроэкономическом уровне, сводятся к тому, что так дальше жить нельзя. Но когда спрашиваю: «А как надо?», никто не может дать ответ. (Андрей Перла, политический консультант)
Если оценить (итоги саммита еврозоны – ред.) более критично, то можно найти достаточно много поводов для пессимизма. Ведь, скорее всего, за бравадой Ангелы Меркель и Николя Саркози скрывается не точный расчет, а элементарная надежда на «авось». Для того чтобы их модель спасения европейской экономической системы оказалась успешной, должны совпасть одновременно слишком многие факторы. И самым печальным в этой истории является то, что ее исход зависит от факторов, которые невозможно всерьез предсказать. Насколько быстрым будет рост мировой экономики в ближайшее время? Насколько высоким будет доверие к греческим или любым другим европейским ценным бумагам? «Неправильный» ответ на любой из этих и многих других вопросов может разрушить карточный домик, загнав мир в новый виток финансового кризиса. (Александр Голубов, Политком.ру)
Евросоюз на практике показал единство цивилизованного мира, который проявил солидарность с греками и выделил им помощь в размере 1 млрд евро. Сколько это по курсу в долларах? $1,4 млрд. Читаем ленту новостей. «…Как недавно сообщила испанская газета la Razon, Греция намеревается приобрести у США 400 тяжелых танков M1 Abrams (разумеется, не новых) и 20 амфибий AA7VA1 на сумму в 1,28 миллиарда евро. Таким образом, европейские налогоплательщики помогают Греции, чтобы та в свою очередь смазывала шестеренки американской военной промышленности». Перед нами пример межгосударственной коррупции в особо крупном размере. Евросоюз откупается, дает взятку. В качестве получателя взятки выступает финансовый мир, возглавляемый Штатами, которые загружают и дотируют свою промышленность. А Греция – Греция является взятконосителем. (Николай Стариков, писатель, публицист)
СМИ: комментарии «апологетов»
Мы приветствуем текущее соглашение между Грецией и частными кредиторами о нахождении решения о более глубоком вовлечении частного сектора. Вместе с амбициозной программой реформ для греческой экономики участие частного сектора должно обеспечить снижение греческого долга с целью достичь 120% ВВП к 2020 году. С этой целью мы приглашаем Грецию, частных инвесторов и все заинтересованные стороны провести добровольный обмен облигаций со снижением для частных инвесторов их стоимости на 50% по номиналу. (Коммюнике по итогам саммита зоны евро)
Европа подошла к системному кризису, и эту опасность надо было ликвидировать. Начавшись суверенным долгом отдельных стран, кризис угрожал всей зоне евро. Поэтому нынешней ночью мы приняли решения по четырем направлениям, на которых надо было действовать. Мы желаем, чтобы Греция встала на рельсы. В 2020 году она сократит свой государственный долг до 120% ВВП. (Херман Ван Ромпей, глава Евросовета)
Меры, которые помогут восстановить доверие к банковскому сектору, с внедрением всех необходимых средств их поддержки покажут и партнерам, и нашим гражданам, что мы готовы довести до конца строительство валютного союза и дополнить его настоящим экономическим союзом. (Жозе Мануэл Баррозу, председатель Европейской комиссии)
Принятые на саммите решения по спасению еврозоны важны для всех стран мира. То, что сейчас происходит на валютных рынках, – исключительно важное событие, которое, конечно, будет иметь далеко идущие последствия. Мне представляется, что при нынешнем развитии ситуации у европейских стран хватит воли, а главное, экономических возможностей для спасения от тех угроз, которые в настоящий момент имеются. (Андрей Хазин, профессор Высшей школы экономики)
Намерение вложить 10 млрд долларов в помощь еврозоне может быть в определенной степени полезно для России. Россия выиграет в случае доходности этих инвестиций и диверсификации резервов и средств, которые хранятся в валюте. Но, прежде чем оказывать помощь, необходимо провести достаточно серьезный анализ. (Ярослав Лисоволик, главный экономист, руководитель аналитического департамента Deutsche Bank в России)
Наш комментарий
Европейский совет на высшем уровне прошел в атмосфере острых дискуссий на тему разрешения долгового кризиса, сохранения доверия к евро и спасения экономик государств еврозоны.
Саммит сформулировал позиции союза на предстоящем совещании стран G20 в Каннах, намеченном на 3–4 ноября, и на конференции ООН по климатическим изменениям, которая пройдет с 28 ноября по 9 декабря в Дурбане.
Руководители 17 государств ЕС также приняли участие в саммите еврозоны. Именно в этом формате было решено обсудить наиболее сложные проблемы, связанные с долговым кризисом: бюджетный дефицит, задолженность, структурные реформы, механизмы стабилизации, укрепление банковской системы, экономический и бюджетный контроль и структуру управления зоной евро.
Накануне Совет министров экономики и финансов ЕС больше десяти часов обсуждал проблему рекапитализации банков. Страны Евросоюза договорились провести рекапитализацию в объеме около 108 млрд евро, чтобы решить основные проблемы от потерь в результате помощи Греции.
Помимо повседневных проблем, связанных с Грецией и другими проблемными странами, перед европейскими лидерами стоят также вопросы стратегического значения. Состав вопросов и принятых на данный момент решений указывает, что помимо облегчения положения Греции (вряд ли стоит употреблять слово «спасение», так как выделение очередных кредитов и траншей, как видно, не приводит к принципиальным изменениям в положении Греции) европейские лидеры взялись и за более масштабные задачи, связанные как с преодолением нынешнего кризиса, так и с управлением Евросоюзом в будущем.
Важным решением нынешнего саммита стало создание европейского «экономического правительства», роль которого будут выполнять регулярные встречи глав государств и правительств зоны евро. Спикер нового европейского института будет назначаться главами государств ЕС на 2,5 года, одновременно с назначением президента ЕС. Саммит зоны евро займется принятием оперативных решений в сфере финансовой и экономической политики сообщества.
Необходимость создания этого института обосновывается тем, что совет министров финансов зоны евро – Еврогруппа просто не имела достаточных полномочий, чтобы оперативно решать встающие перед государствами зоны евро финансовые вопросы.
Стоит напомнить, что идею создания экономического правительства ЕС в виде регулярных саммитов зоны евро еще на первой стадии мирового финансового кризиса в 2008 году высказывал президент Франции Николя Саркози. Он же предложил назвать эту будущую структуру «экономическим правительством».
Впрочем, четыре года назад европейские лидеры оказались не готовы институциализировать регулярный саммит зоны евро, опасаясь появления в Европе новой границы между ее экономическим ядром и финансовой периферией. В результате в 2008–2010 годах был выбран компромиссный вариант: саммиты зоны евро проводились раз в несколько месяцев, однако все они носили «экстренный» характер. Именно на них принимались ключевые решения в годы финансового кризиса – о массовой господдержке европейских банков в 2008 году, о формировании антикризисной программы помощи Греции и о создании стабилизационного фонда ЕС в 2010 году.
Итак, наряду с Европейским советом появляется другой орган принятия решений. В то же время отсутствие четкого решения об этом новом институте и о разграничении его полномочий с Европейским советом (саммитом Евросоюза) вызвало серьезное напряжение между государствами зоны евро и не входящими в нее странами ЕС, в частности, Швецией и Великобританией. Наиболее активно против появления экономического правительства зоны евро выступил британский премьер Дэвид Кэмерон, что даже вызвало острую публичную реакцию французского президента Николя Саркози.
Опасения стран ЕС, пользующихся национальными валютами, связаны с риском потери влияния на принятие решений, затрагивающих всё европейское сообщество. Однако стоит признать, что увеличение масштабов и усложнение структуры ЕС (в частности, выделение в ее составе зоны евро) требуют усложнения управленческих органов. Это необходимо как для более оперативного решения текущих вопросов (согласование в рамках всего Евросоюза – длительная и забюрократизированная процедура), так и для более эффективного их обсуждения (чем меньше участников, тем удобнее выработать компромиссное решение).
Создание экономического правительства еврозоны означает усиление наднациональных структур в системе управления. Вполне логично, что в системе с единым экономическим пространством, единой валютой и, главное, единой помощью проблемным странам необходимо иметь рычаги влияния на финансовую и экономическую политику. Явный дисбаланс между дотациями проблемным странам и влиянием на их экономическую политику уже привел к безрезультатному расходованию средств помощи греческими властями. И ведущие европейские экономики, на чьи плечи ложится основное бремя финансовой помощи кризисным странам, видимо, желают получить более широкий доступ к управлению своими же деньгами.
Но это – в перспективе, а на сегодня европейское сообщество фактически расписывается в собственном бессилии и неспособности переломить ситуацию, сложившуюся вокруг греческих долгов. Страна оказалась на краю пропасти из-за попустительства и некомпетентности правящего политического класса, а также масштабных финансовых махинаций, с которыми руководство страны даже не пыталось ничего сделать. Общий объем предоставленной Греции помощи Европы и МВФ достиг отметки в 160 миллиардов евро при населении страны 11 миллионов человек.
По мнению многих экспертов, Греция попала в порочный круг, когда меры по сокращению дефицита бюджета углубляют спад экономики, который, в свою очередь, блокирует стабилизацию финансового положения. Ключевым вопросом для экономического роста являются инвестиции. И в случае, если долг страны уже высок, инвесторы, рискующие своим капиталом, готовы делать это только под более высокие проценты. Эти более дорогие деньги для бизнеса повышают его издержки и снижают конкурентоспособность экономики в целом. Предприятия платят меньше налогов и вынуждены увольнять рабочих, чтобы компенсировать убытки, а государство вынуждено снова наращивать долги. Круг замыкается. Именно в такой ситуации сейчас находится Греция, не способная к тому же до конца совладать с возросшим социальным напряжением, что также болезненно отражается на состоянии государственных финансов. Госдолг Греции, составляющий около 350 млрд евро или около 160% ВВП, достигнет 186% ВВП в 2013 году.
Становится все более очевидным, что решение о дефолте в Греции давно назрело и ждет лишь одобрения властей ЕС и руководителей ведущих европейских стран. Они же в свою очередь противятся такому повороту. Так, руководители Евросоюза, включая главу Еврогруппы Жана-Клода Юнкера, председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу и канцлера Германии Ангелу Меркель, по-прежнему продолжают утверждать, что дефолта Греции удастся избежать.
Пока что «крайними» оказываются банки – саммит зоны евро пришел к соглашению с частными кредиторами о «добровольном» списании 50% долга Греции (в июле называлась цифра 21%), то есть примерно 100 млрд евро, что должно снизить финансовые обязательства страны до устойчивого уровня. Жертва банков сопровождается обязательством государств зоны евро обеспечить для Греции еще 100 млрд евро до 2014 года. Новая программа помощи Греции будет согласована до конца текущего года.
Евробюрократы предупреждают, что в случае дефолта Греции ведущие европейские банки понесут еще большие убытки из-за слишком широкого участия в игре с финансовой системой не только Греции, но и других стран со столь же невысоким уровнем финансовой ответственности властей: может начаться цепная реакция.
Впрочем, достигнутый в Брюсселе компромисс не является панацеей от такого сценария развития событий. Проблемой является то, как будет расценено списание 50% долгов Греции рейтинговыми агентствами. В случае, если они характеризуют это как дефолт, могут быть запущены механизмы страховых выплат через credit default swaps. Между тем рейтинговое агентство Fitch поспешило заявить, что принятая саммитом ЕС программа реструктуризации государственного долга Греции в виде списания банками-кредиторами 50% стоимости греческих гособлигаций по существу должна быть квалифицирована как дефолт. Как следствие суверенный кредитный рейтинг Греции, согласно прогнозу агентства, будет находиться в категории В или даже ниже. Агентство также заявило, что вообще не видит сегодня плана, который был бы способен избавить другие страны еврозоны от угрозы понижения суверенных кредитных рейтингов.
В то же время решение о рекапитализации нескольких европейских банков, принятое на нынешнем саммите ЕС, возможно, является признаком того, что европейские лидеры наконец осознали неизбежность неблагоприятного сценария, связанного с греческим (не исключено, что не только) дефолтом, и теперь перешли к тактике максимального смягчения последствий предстоящего удара. Рекапитализация в этом случае увеличит уставной капитал банков и тем самым улучшит шансы на «выживание». Одновременно с этим банкам будет запрещено выплачивать бонусы сотрудникам и дивиденды акционерам до полного завершения рекапитализации.
Кроме того, саммит принял меры для предупреждения расползания долгового кризиса на всю зону евро. Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF) решено увеличить, его объем должен достичь 1 трлн (правда, незадолго до этого имели хождение слухи, в том числе растиражированные рядом британских изданий, что между Францией и Германией достигнута договоренность увеличить этот фонд до двух триллионов).
Возможно, что рынок ждал какого-то более радикального решения. Как мы видим, пока это не два триллиона, а только триллион, к тому же это не живые деньги, а наращивание объема за счет определенной сложной системы гарантий. Но в любом случае это следует рассматривать как существенное продвижение на пути укрепления европейской финансовой системы.
Франция предлагает подключить ЕЦБ к наращиванию фонда, включив печатный станок, но финансово дисциплинированная Германия против этого. В результате в умах еврочиновников все более настойчиво зреет идея подключить к фонду развивающиеся страны, в частности БРИК, находящиеся сейчас в более выгодном финансовом состоянии.
На кого же из них можно рассчитывать? Бразилия уже заявила, что воздерживается от прямого участия и может лишь помочь Европе через механизмы МВФ. Россия готова купить испанские облигации, но это в масштабах европейской экономики капля в море. Индия не обладает достаточными золотовалютными резервами, чтобы делиться. Остается Китай.
Впрочем, Пекин указывает, что говорить о помощи рано. Конкретные вопросы функционирования самого EFSF еще предстоит прояснить. Однако, по-видимому, «китайский вариант» участия в EFSF все же будет использован в той или иной мере. «Главная фабрика мира» заинтересована в восстановлении спроса на свою продукцию и вынуждена (хотя и со скрипом) финансировать перезапуск мировой экономики. С другой стороны, Китай очень нуждается в западных технологиях, однако развитые страны пока очень неохотно их предоставляют. Возможно, Европе придется стать щедрее, и договоренность последних дней о продаже за 100 млн евро шведского автопроизводителя Saab китайским компаниям Pangda Automobile Trade Co и Zhejiang Youngman Lotus Automobile Co – лишь начало этого процесса.
На саммите были также одобрены меры повышения бюджетной дисциплины. Речь идет о возможных ограниченных изменениях в Лиссабонском договоре. Предварительный доклад по этой теме в сотрудничестве с Еврокомиссией будет подготовлен к декабрю, и в 2012 году может вступить в силу новая система бюджетной дисциплины и финансового контроля, которые «не будут повторять ошибок прошлого».
В целом понятно, что принятые меры будут способствовать укреплению ситуации в финансовом секторе еврозоны. Появится больше оснований предполагать, что новый, измененный пакет помощи Греции будет способствовать успокоению, по крайней мере в краткосрочной перспективе, инвесторов, которые боятся углубления долговых проблем в еврозоне. Принятые решения должны улучшить дальнейшее функционирование ЕС, хотя в краткосрочной перспективе, возможно, повысят напряжение среди европейских элит.
Вместе с тем у экспертов и аналитиков нет серьезных аргументов ни за, ни против того, считать ли эти меры объективно достаточными и позволяющими избежать дальнейшего углубления кризиса в регионе и в мире. Во многом развитие ситуации имеет характер цепной реакции. Это лишний раз показали последние события, связанные с решением правительства Греции вынести на референдум вопрос о программе помощи, утвержденной на саммите стран еврозоны, доверив простым грекам право принять или отвергнуть непопулярные меры жесткой бюджетной экономии и фактически решить судьбу всего валютного союза.
Реакцию европейских лидеров на решение Греции, которое глава правительства Папандреу высокопарно назвал «высшей формой демократии» и «великим моментом патриотизма», можно описать одним словом: шок. Месяцы переговоров, сотни миллиардов евро дотаций и реформы, на которые бессонной ночью на последнем саммите в Брюсселе все же согласились все двадцать семь стран Евросоюза, – все усилия могут оказаться напрасными из-за того, что главный европейских должник, Греция, вдруг засомневалась, нужна ли ей очередная порция международной помощи, в обмен на которую Брюссель просит дальнейшего повышения налогов и понижения зарплат. По сути, грекам предстоит решить, оставаться ли в еврозоне: отказ от помощи будет означать автоматический дефолт и возвращение к драхме.
Для экономики еврозоны это может иметь катастрофические последствия – из монетарного союза до сих пор никто не выходил. За два дня до начала под угрозой срыва оказался и саммит «большой двадцатки», а ведь именно в Каннах европейцы рассчитывали официально представить свой антикризисный план всему миру.
Сегодня очень многое зависит от настроений на рынках, и в ситуации вполне вероятной паники развитие событий может приобрести неконтролируемый характер. Намечается явный переход к очередной волне экономического спада, и в этих условиях трудно прогнозировать поведение экономики, как европейской, так и глобальной, на сколь-нибудь долгосрочную перспективу.
|